Графоманов на рею?: Создаём описания. Часть 2. Пейзаж.

пятница, 15 ноября 2013 г.

Создаём описания. Часть 2. Пейзаж.

Создаём описания. Часть 2. 
Пейзаж.

Александр Николаевич Бирюков


Первая часть статьи здесь

Перейдём к пейзажу. 

Ещё раз перечислим функции описания:

1. Помочь читателю представить себе визуально героя, предмет, явление;
2. Показать через описание внешности характер героя, через интерьер характер хозяина, через пейзаж характер жителей местности;
3. Показать через изменение описания одного и того же предмета, явления, героя эволюцию персонажа или отношений между персонажами, новый характер жизни;
4. Показать отношение разных персонажей к герою, предмету, явлению с помощью акцентирования внимания на тех или иных деталях;
5. Создать атмосферу;
6. Затормозить действие или совсем остановить его.

Функция показа читателю местности всегда сопряжена с функцией создания атмосферы. Именно пейзаж (и интерьер, о котором мы поговорим позже) вносят наибольший вклад в атмосферу произведения. Постапокалиптический пейзаж с разрушенным городом, современный урбанистический пейзаж (пусть это и неточное понятие) с бегущими по делам людьми, уличным шумом и дымом из заводских труб, полный покоя сельский пейзаж и множество других вариантов. Каждое из подобных описаний создаёт свою атмосферу благодаря множеству характерных только для него деталей.


Как преподносить? Если повествование только началось, имеет неспешный ритм или закончился один из крупных сюжетных компонентов, то можно позволить себе достаточно пространное описание одним блоком (особенно если произведение фантастическое и нужно ввести читателя в реалии мира). Сюда же относится «смена локаций» в фантастике, фэнтези, приключенческом жанре, если действие происходит в необычном для рядового читателя месте (необитаемый остров, пещера, экваториальные джунгли и т.д.). Чем динамичнее сюжет и чем больше напряжение конфликта, тем более краткими должны быть описания пейзажа. Во время события уместны только те детали пейзажа, которые непосредственно влияют на действие.

Вторая функция. Пейзаж, который «чувствуешь», отлично характеризует те условия, в которых происходит события. Холод, который ощущаешь при прочтении описания, объяснит суровость тех, кто живёт в подобных условиях. Плодородные земли, изобилующие дичью леса пояснят дружелюбие местного населения. Пейзаж выжженной пустыни лучше всяких рассуждений даст понять причину убийства из-за кружки воды. Городская суета, шум и грязный воздух будут отличной причиной озлобленности и нелюдимости героя. Негативное влияние города на психику персонажа отлично показано в том числе и с помощью описаний в творчестве Достоевского.

Как преподносить. Обычно описания, нужные для реализации этой функции, требуются в паузах между напряжёнными событиями. Это либо начало книги, когда происходит первое знакомство читателя с местом действия, либо смена «локаций» или описания новых условий той же «локации». Поэтому здесь можно развернуться (не забывая, конечно, о здравом смысле и разумной достаточности). Если же случай не подпадает под вышесказанное, если есть необходимость описывать пейзаж среди перипетии, то принцип один – уделять внимание только самым существенным и самым ярким деталям.

Третья функция. Хрестоматийный пример передачи эволюции героя через то, как он по-новому воспринимает пейзаж – описание дуба в эпопее «Война и мир». Возможных примеров, конечно, гораздо больше. Человек, мечтающий о городе, видит в родной деревне только грязь, невзрачные избы и малообразованных людей. «Наевшись» города и вернувшись в деревню, персонаж начинает замечать природу, разную в каждый сезон, покой, близость природы к человеку. В воспринимаемом им пейзаже (в описании с его точки зрения) появляются те элементы, которых не было раньше, поскольку герой их не замечал. Если пейзаж деревни (написанный с точки зрения персонажа) до отъезда в город, содержал только грязь и разруху, то после возвращения пейзаж  той же самой деревни (с точки зрения героя) будет состоять из описания природы, которую человек научился видеть только тогда, когда лишился её. Это будут два разных описания одного и того же места.

Как подавать? Настолько полно, чтобы было заметно изменение мировоззрения героя.

Четвёртая функция. Перекликается с третьей, но зависит не от взгляда одного человека в разные периоды жизни, а от взглядов двух людей одновременно. Два друга, заядлый турист и любитель ночных клубов, едут в горы. Турист любуется пейзажами, замечая каждую деталь и радуясь ей. Тусовщику же скучно, он видит только камни под ногами, и то лишь потому, что из-за них трудно идти. Получатся два разных описания одного и того же места. И каждый из них будет характеризовать того героя, с чьей точки зрения описан пейзаж.

Как преподносить. Так, чтобы было достаточно. Чтобы описание с точки зрения героя показало характер героя. Универсальный вариант – работа с самыми яркими деталями.

Пятая функция, как я уже писал, идеально выполняется описанием. Создаём в своём сознании место с характерной ему атмосферой, находим те детали, которые вносят наибольший вклад в создание атмосферы и используем их в описании.

Как преподносить. Чехов умел создавать атмосферу одним штрихом. Вполне допустимы достаточно пространные описания, если они не тормозят ход событий. Если тормозят, делаем по-чеховски.

Шестая функция. Пожалуй, самый распространённый вид дескриптивной паузы – это описание природы (и пейзаж вообще, в том числе урбанистический). Шолохов в «Тихом Доне» часто пользовался этим приёмом. Отлично комбинируется со всеми остальными функциями. Кроме того, что позволяет перевести дух читателю, вводит его в новые реалии и новую атмосферу, а также задаёт новый ритм повествования. Пример всего этого - описание Каликино после бегства Александра от милиции в романе Захара Прилепина "Санькя".

Как преподносить. Развёрнуто. Но не забывать то, что описано в соответствующем пункте о портрете. Если дескриптивные паузы слишком большие и встречаются слишком часто, книга получится неспешная, даже ленивая.

У пейзажа есть ещё две специфические функции. Первая – эстетическая, с её помощью автор передаёт читателю красоту природы. Один из ярчайших примеров – «Записки охотника» Тургенева. Эта функция реализована там настолько полно, что даже появилось понятие «тургеневский пейзаж». Эстетическая функция перекликается с первой общей функцией, визуализационной.

Вторая специфическая функция – противопоставление природы и цивилизации, а также наделение того или другого символическим смыслом. Относительно природы эта функция реализована в книгах Руссо, относительно и природы (космоса), и цивилизации – в повести Кларка «Город и звёзды». Символическим смыслом пейзаж наделяли в устном народном творчестве: заиндевелая  тёмная чаща, трясина с ядовитыми испарениями и подводными чудовищами в поэме «Беовульф» – жилище Гренделя и его матери.

В следующей части поговорим об интерьере.

Изучая писательское мастерство, литературоведение, не забываем о четырёх главных правилах начинающего писателя.

12 комментариев:

  1. Как и в первой части, показано значительно более широкое значение пейзажа, чем просто "описать природу". Хотя мне кажется, что реализовать функции 2, 3 и 4 применительно к пейзажу непросто. Нужно очень тонко чувствовать нить произведения, чтобы через описание природы отразить внутренний мир героя. Это уже уровень не начинающего автора, а профессионала.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот и пусть начинающий автор вырастает в профессионала!

      Удалить
  2. Пейзаж - жанр изобразительного искусства. К литературе он вообще не имеет отношения. Странно, что в статье используется такой термин.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ПЕЙЗАЖ — изображение природы в литературе и живописи, иначе — образ природы в художественном произведении (слово П. происходит от французского pays — страна, местность). Из области пространственных искусств термин «П.» перешел в литературоведение.
      (Литературная энциклопедия)

      Удалить
    2. Ведь действие произведения где-то да происходит. Конечно, если герои находятся на каком-то космическом корабле, тут впору описывать интерьер. Но даже здесь можно сказать о том, что видно в иллюминаторы или на экранах мониторов.
      Кстати, описание природы действительно позволяет понять характер местного населения. А отношение героя к тому, что он видит или о чём вспоминает/говорит, также важно.

      Удалить
  3. Я вот согласна со второй функцией, думаю описывать надо то, что можешь себе представить, что сама прочувствовала... И тогда получится искренне... Но пока я не совсем понимаю, как сюда применить остальное, эти функции от меня ускользают! Не могу так сказать совместить теорию с практикой.

    ОтветитьУдалить
  4. Не совсем по теме. У вас есть хорошая статья про композицию. Хочу сказать огромное спасибо. Пожалуй, когда я читала эту статью, она вызывала некоторое отторжение, неверие, торг: и кульминация, фактически в середине книги, и отсутствие увеличения напряжения, казались мелочью. А вот не мелочи это. Совсем не мелочи.
    Всё познаётся в сравнении. Решила последовать совету Стивена Кинга: читайте новичков. И выпала в осадок. В принципе он уже совсем не новичок, это его первая книга.
    Мери Сью, кульминация в середине книги(!), это не говоря о дивных опечатках. Ух. Нет, книга мне понравилась, но я поняла, что так делать не нужно. Даже про интересный мир весьма тяжело дочитывать до конца, если в нём ничего, кроме захваливания героя не происходит.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "В принципе он уже совсем не новичок, это его первая книга."
      Нет, это я не про Кинга, а про одного знаменитого в узких кругах (а, может, в широких, не знаю) писателя.

      Удалить
    2. То есть он сейчас не новичок, но вы прочитали книгу, которую он написал, будучи ещё новичком?

      Удалить
  5. Здравствуйте, Александр! Было бы очень полезно, если бы Вы написали статью о жестах в литературе. Я искал информацию о том, как правильно описывать жесты, позы, мимику, но почти ничего об этом нет. И очень, очень не хватает примеров подобных описаний.

    С уважением, постоянный читатель Вашего ресурса.

    ОтветитьУдалить