Графоманов на рею?: Создаём описания. Часть 3. Интерьер.

понедельник, 18 ноября 2013 г.

Создаём описания. Часть 3. Интерьер.

Создаём описания. Часть 3. 
Интерьер.

Александр Николаевич Бирюков


Первая часть статьи здесь


Интерьер. Во многом перекликается с пейзажем. Если смотреть с точки зрения реализации функций, это пейзаж внутри помещения (да простят меня филологи за такое сравнение).

Снова вспомним общие функции описания:

1. Помочь читателю представить себе визуально героя, предмет, явление;
2. Показать через описание внешности характер героя, через интерьер характер хозяина, через пейзаж характер жителей местности;
3. Показать через изменение описания одного и того же предмета, явления, героя эволюцию персонажа или отношений между персонажами, новый характер жизни;
4. Показать отношение разных персонажей к герою, предмету, явлению с помощью акцентирования внимания на тех или иных деталях;
5. Создать атмосферу;
6. Затормозить действие или совсем остановить его.

Функция визуализации сопряжена с созданием атмосферы. Жилище Робинзона Крузо, жуткие интерьеры в готических романах, изысканные салоны в произведениях классицизма, экзотические интерьеры романтизма, грязные каморки, описанные Достоевским и Горьким. 


Как преподносить. Так же, как и пейзаж. Если повествование только началось, имеет неспешный ритм или закончился один из крупных сюжетных компонентов, то можно позволить себе достаточно пространное описание одним блоком. Детализация в немалой степени зависит от того, насколько привычен читателю интерьер. Если речь идёт об обычной городской квартире, то хватит и минимума деталей. Если место экстраординарное, непривычное читателю или тем более фантастическое, то описание должно быть более подробным. Сюда же относится «смена локаций» в фантастике, фэнтези, приключенческом жанре, если действие происходит в необычном для рядового читателя месте (дворец, хижина или пещера дикарей, космический корабль и т.д.). Чем динамичнее сюжет и чем больше напряжение конфликта, тем более краткими должны быть описания интерьера. Во время события уместны только те детали, которые непосредственно влияют на действие.

Демонстрация характера хозяина через интерьер – очень распространённый приём. Быт Обломова, помещиков из «Мёртвых душ», кабинет Евгения Онегина в Петербурге и в деревне, дворцы «старой» Москвы и дома немцев Кукуя в эпопее Толстого «Пётр Первый». 

Как преподносить? Детализация здесь очень важна. Другое дело, какие именно детали и в каком количестве использовать? Гоголь не скупился на детали. Его описания предельно подробные. Пушкин обходился меньшим количеством деталей, используя только наиболее яркие. Несколькими штрихами описывает интерьеры Захар Прилепин. Лучше всего выделить те черты характера, которые мы хотим раскрыть здесь и сейчас и подобрать те детали, которые лучше всего продемонстрируют эти черты. Если нужно показать весь характер разом, то допустимо подробное описание. Если же решено подавать характеристики героя постепенно, то оптимальным станет дробная демонстрация деталей интерьера.

Эволюция характера героя отлично показана через два описания интерьера в поэме «Евгений Онегин» - два кабинета Евгения, столичный и деревенский. Постепенная эволюция (деградация) героя и его жилища изображена в сказке Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик». Кстати, портрет главного персонажа там тоже изменяется соответствующим образом. 

Как преподносить. Степень детализации такая же, как и в предыдущем пункте, но так, чтобы были заметны  изменения характера персонажа. Внешние проявления эволюции могут реализовываться постепенно, деталь за деталью (нужно дробное преподнесение), так и одномоментно (герой радикально меняет быт, интерьер). 

Четвёртую функцию – демонстрацию разницы характеров при оценке одного и того же интерьера – представить себе несложно. Любитель спартанского образа жизни неуютно чувствует себя в роскошных покоях. Он воспринимает их как нагромождение ненужной мебели, лишние ковры на полу; огромные залы ему кажутся бесполезными и необжитыми. Человек, привыкший к неге, удобству негативно реагирует на походные условия или скромное жилище. Дощатая кровать слишком жёсткая, низкий потолок и недостаточное освещение давят на психику, пол отвратительно скрипит, в маленькие окошки ничего не видно.

Как описывать? Так, чтобы разница восприятия одного и того же помещения была контрастной. Степень детализации такая же, как и в предыдущем пункте.

Пятая функция - создание атмосферы – описана там же, где и первая. Там же и совет, как её реализовывать.

Шестая функция реализуется сама собой при пространном описании интерьера. Можно использовать большие описания в качестве дескриптивной паузы. Не забываем о том, что часто расположенные в тексте описания делают сюжет рыхлым.

В следующей, последней части статьи поговорим об ошибках при создании описаний.

Изучая писательское мастерство, литературоведение, не забываем о четырёх главных правилах начинающего писателя.

1 комментарий:

  1. Характер героя, конечно, отражается на его отношении к интерьеру. Но одно дело, если герой живёт в собственном жилище (его он волен обустаивать по своему вкусу и, разумеется, средствам), оказывается у кого-нибудь в гостях, а, возможно, ему приходится снимать жильё. Неважную обстановку какого-то постоялого двора можно потерпеть, если оказываешься там на одну ночь (хотя понятие "неважная" растяжимо). Герой вполне может составить впечатление о хозяине или вообще о местных жителях.

    ОтветитьУдалить