российская постапокалиптика и с чем её едят?
Александр Николаевич Бирюков
Вначале давайте определимся с терминологией, чтобы
не путаться.
ПОСТапокалиптикой (post –
после) я называю жанр (правильнее будет поджанр научной фантастики, но для простоты назовём жанром), посвящённый описанию мира ПОСЛЕ конца света. То есть
книга, написанная в жанре постапокалиптики, не затрагивает самого конца света,
разве что косвенно, в виде отсылок к этому давнему (или не очень давнему), но
уже произошедшему событию. Она описывает жизнь в мире, где апокалипсис уже
когда-то произошёл. Пример – «Метро 2033» Дмитрия Глуховского.
ПЕРИапокалиптикой (peri –
около, вокруг) я называю жанр, посвящённый самому концу света – обрисовывается жизнь
ДО, подробно описывается сам апокалипсис, после чего разворачивается действие
ПОСЛЕ конца света. Пример – «Чёрный день» Алексея Доронина.
Книги, где сюжет вообще не включает в себя
апокалипсис, а, например, вращается вокруг оккупации страны врагами (в
частности, роман «Мародёр» Беркема), я отношу к АНТИУТОПИИ, а не к пери- или
постапокалиптике, поэтому в этом обзоре не рассматриваю.
Чтобы
составить сколь-нибудь полное мнение о том, как и чем представлен жанры пери- и
постапокалиптики, я прочитал несколько романов разных авторов, а именно:
- Дмитрий Глуховский «Метро 2033»
- Дмитрий Глуховский «Метро 2034»
- Захар Петров «МУОС»
- Олег Кулагин «Московский лабиринт»
- Вадим Еловенко «Мы – силы»
- Алексей Доронин «Чёрный день»
- Алексей Доронин «Сорок дней спустя»
- Алексей Доронин «Утро новой эры»
- Андрей Круз «Эпоха мёртвых. Начало»
- Андрей Круз «Эпоха мёртвых. Москва»
- Андрей Круз «Эпоха мёртвых. Прорыв»
Поясню выбор. Конечно, книг в этом жанре гораздо
больше, чем я перечислил, но я отбирал произведения так, чтобы при минимальных
трудозатратах охватить как можно больше направлений и серий.
Из серии «Метро 2033» я взял основополагающую книгу
Глуховского и случайным образом выбрал ещё одну из книг серии. Выпал «МУОС». На эту книгу есть отдельный отзыв.
«Московский лабиринт» Кулагина попался как смесь
постапокалиптики и антиутопии.
«Мы – силы» Еловенко привлёк внимание тем, что
апокалипсис в его книге вызван не ядерной войной, которая встречается в книгах чаще
всего (на мой взгляд), а наводнением.
Три книги Алексея Доронина – традиционный пример
ядерного апокалипсиса.
Три книги Андрея Круза – зомби-апокалипсис, нечастая
в России разновидность жанра.
Если кто-то знает книги, которые заметно отличались
бы от перечисленных и которые неплохо было бы включить в обзор, подскажите в
комментариях. Обязательно прочитаю и включу. Но – они должны отличаться не
только фамилией автора, названием населённого пункта, где живёт главный герой,
и внешним видом монстров, а иметь реальное отличие в идее, композиции, сюжете. Читать книги, будто списанные друг с
друга, я уже устал.
Итак, положительный момент – жанр пери- и
постапокалиптики в России представлен.
На этом, пожалуй, положительные моменты заканчиваются.
Из всего многообразия направлений – драмы, триллера,
боевика, ужасов, детектива, мелодрамы, мистики российская пери- и постапокалиптика
представлена только боевиком. Если я неправ, поправьте меня, приведя пример. То ли авторы боятся браться
за другие жанры, то ли бродилку-стрелялку написать проще – не берусь судить. Полагаю,
всё-таки, что второе. И быстро, и просто. Не надо ни продумывать идею, ни
закручивать сюжет, ни разбираться в дебрях человеческой психологии – просто поименовал
героев, дал каждому по автомату и отправил биться с новыми и новыми врагами.
Как игры Hack&slash.
Справедливости ради надо сказать, что потуги вставить
философию и драматизм в кондовый боевик заметны. Однако оборачиваются они либо
нудными, пространными и довольно примитивными рассуждениями о судьбах мира,
душе и вечности (то есть обо всём и ни о чём), либо в топорно рубленых
поучениях, вставляемых в промежуток между перестрелками. На мой взгляд, это всё
равно, что приделать плюшевый брелок к прикладу автомата. И бесполезно, и
выглядит неуместно, да ещё и мешается.
Ещё справедливости ради замечу, что боевик
переплетается с так называемым survival-жанром,
который подробно описывает выживание человека в тех или иных условиях. Однако
из всего спектра проблем выживания я встретил только тактическо-боевые:
организация обороны и снабжения. То, что косвенно относится всё к тому же
боевику. А ведь у жанра выживания есть масса вкусных и гораздо менее затасканных
аспектов: взаимоотношения людей в замкнутом коллективе, влияние осознания
катастрофы и рушения привычного мира на психику выживших, отсутствие общения у
одинокого выжившего, сожительство людей и разумных неагрессивных мутантов, идея
покинуть испоганенную Землю … и так далее и тому подобное. Перечислять можно
ещё на пять листов. И каждый такой аспект был бы гораздо интереснее затёртой до
дыр стрелялки. Но – как я уже предположил – штамповать боевое чтиво гораздо
проще, быстрее и выгоднее, чем копаться в тонкостях постапокалиптического мира
и характерах его обитателей.
Более подробно о проблемах российской
постапокалиптики читайте в статье «Десять проблем российской постапокалиптики».
Надеюсь, что идейная и сюжетная нищета российской
пери- и постапокалиптики – явление временное. Жду новых, более качественных
книг.
Изучая писательское мастерство, литературоведение, не забываем о четырёх главных правилах начинающего писателя.
Изучая писательское мастерство, литературоведение, не забываем о четырёх главных правилах начинающего писателя.
Хороший обзор. все грамотно. правда замечаю, что нынешняя фантастика повернута на боевку. шаблонная стрелялка, у кого пушка круче. в каждой главе новые монстры и новые пушки крутые
ОтветитьУдалитьОчень хорошая и нужная статья. Странно, что всю постапокалиптику отечественные авторы сводят к "боевке". Это, по-моему, свидетельствует прежде всего о крайнем непрофессионализме писателей. Талантливый автор даже ради того, чтобы по-быстрому срубить бабла, не станет опускаться до такого примитивизма. Значит, либо талантливых авторов просто нет, либо они к этому жанру не обращаются. Пожалуй, тоже прочту что-нибудь из современной российской постапокалиптики, чтобы составить свое мнение. Пока читал только зарубежные книги этой тематики. "День триффидов" Уиндэма - очень достойная периапокалиптика. "Я-легенда" Мэтисона - умная и глубокая книга. "Армагеддон" Кинга - увлекательная и своеобразная периапокалиптика с элементами мистики, книга вполне заслуживает внимания. Роман "Приход ночи" Азимова и Силверберга, кстати, тоже можно отнести к периапокалиптике, хотя там играет существенную роль фантастическая составляющая, а собственно апокалиптическая часть раскрыта слабее. Думаю еще прочитать "Отклонение от нормы" Уиндэма. Интересно, наши современные писатели читали эти романы? Судя по тому, что описано в статье, даже не открывали.
ОтветитьУдалитьПризнаюсь, эти книги и я не открывал, поскольку был занят именно российскими авторами. Но прочитаю обязательно - если тебе понравились, то очень велика вероятность, что понравятся и мне.
УдалитьВот и мне печально, что сейчас в российском сегменте между словами "постапокалиптика" и "боевик" можно поставить знак равенства. Хотя, если только подумать, какое многообразие тем, идей и сюжетов открывает мир во время и после апокалипсиса, то удивляешься, почему авторы, тем более профессиональные, не могут или не хотят писать ничего, кроме боевика.
Замечательно !Уидем , конечно классика. Из последнего рекомендую Александра Голодного ,,Без права на жизнь" и ,,Право на смерть "Я Собираю книги этой тематики. Также ярчайший пример - Беркем Аль Атоми ,,Мародёр " и ,,Каратель". А Задуматься ! Ребята !!! Это же , в принципе ,,робинзонада" ! Проблема выживания в чистом виде !
ОтветитьУдалитьмне нравится. Полезная статья. я хотя и не пишу сама, но читаю других авторов и вижу как они лажают. причём я чувсвтвую лажу, но не могу объяснить, почему лажа. вообще жанр постапокалиптики интересный, я не понимаю, почему писатели уделяют внимание только боевику
ОтветитьУдалитьОчень интересное постапокалиптическое произведение Татьяны Толстой - Кысь. Или, как Вики пишет: этноцентрированная постапокалиптическая антиутопия. Могу предположить, вам будет интересно.
ОтветитьУдалитьЯ еще мала прочел постапокалиптики. Но могу по советовать у Глуховского есть другие маленькие произведения подобия постапокалипсиса он их описал не в стиле боевика, а в несколько иной форме- "До и после" и "Конец дороги" (они все короткие можно за час прочитать).
ОтветитьУдалитьНу еще читал у того же самого автора роман "СУМЕРКИ" (это что то вроде события до конца света. Но не той что описана в метро \ядерной войной/, а конца света Майя) вот сылка http://www.loveread.ec/view_global.php?id=11232.
Интернет "критики" что-то говорят о графоманстве? :D
ОтветитьУдалитьИз метрошной серии почитайте книги женщин авторов. Некоторые, думаю, Вас очень удивят. Это ни разу не "женские романы" в том самом общепринятом негативном смысле. Я вот недавно просто офигел с "Джульетты без имени", настолько нетипичная книга для пост-апа. Там НЕТ боёвок и всего-навсего один выстрел - и тот не в человека и сделан из травмата. Герои просто живут, спасают друг-друга от опасностей и пытаются справлятся с возникающими проблемами. В центре сюжета - их отношения, хотя про любовь там вообще ни слова. Так же много описаний быта на станциях и обычаев жителей. Мне эту книгу друг дал почитать, я сначала думал, что розовые сопли, любовный роман (судя по названию). Ошибся, как оказалось.
ОтветитьУдалитьСейчас читаю книги из той же серии Ольги Швецовой, начал её второй роман "Ничей". Очень нравится, такой герой не стандартный! У Анны Калинкиной новая книга вышла "Обмануть судьбу", описание заинтересовало, я уже читал её первую трилогию, пока что до второй руки не доходят((. У меня вообще теперь в планах познакомится с книгами всех авторов-женщин серии Метро-2033. Честно, заинтересовали! Читал отзывы у метрошников в официальной группе - кто хвалит, кто ругает, но почти все говорят, что авторши женщины этой серии пишут не так как их коллеги мужчины. Более не стандартно. Вот хочу проверить и убедится, так ли.))
>>>Если кто-то знает книги, которые заметно отличались бы от перечисленных и которые неплохо было бы включить в обзор, подскажите в комментариях.
ОтветитьУдалитьСоветую почитать "Еще один человек Дзинштейна", это фанфик по Крузу, но очень необычный...
Честно говоря в российской (как и всей постсоветской) постапокалиптике мало действительно стоящих вещей, но многие произведения отличаются новизной идеи, а вот качество качает. Тот же Глуховский описал совершенно (на мой взгляд) нежизнеспособный мир. Тем не менее его подход очень даже новаторский.
ОтветитьУдалитьТо же касается и "Эпохи мёртвых" - начало -супер, подробного описания прцесса начала зомби-апокалипсиса, и в добавок динамичного я не встречал, но вот далее автор скатывается к типичному боевичку на пополам с милитаристским довідничком))