Графоманов на рею?: Менталитет фэнтезийного героя. Часть четвёртая

четверг, 22 ноября 2012 г.

Менталитет фэнтезийного героя. Часть четвёртая


Менталитет фэнтезийного героя. 
Часть четвёртая

Александр Николаевич Бирюков

Начало здесь


- Отношение к деньгам, богатству и сокровищам заметно отличалось от нашего. В дохристианскую эпоху и на заре христианизации Европы бережливость не только не была в чести, но даже осуждалась. Драгоценности рассматривались не столько как средство платежа или накопления (поскольку было время натурального хозяйства и товарообмена), сколько как предмет сплочения людей вокруг военного предводителя. Денежная стоимость сокровищ значила для человека Тёмных веков гораздо меньше, чем перспектива быть воспетым в песнях в качестве храброго и верного долгу героя или отважного, справедливого и щедрого правителя. Слава значила гораздо больше, чем деньги. Военному предводителю предписывалось быть щедрым. С дарами он передавал подданным частичку своего величия, ума, военной удачи. Количество золотых украшений, дороговизна оружия говорило о храбрости, героизме человека. В золоте и серебре, захваченном на войне или подаренном предводителем, как бы заключались и концентрировались храбрость, доблесть, честь воина и его успех, счастье. Драгоценности были неотчуждаемы от хозяина. Часто люди перед смертью или отправляясь в поход, из которого могли уже не вернуться, прятали свои трофеи (которые не надевали на себя) в землю, воду или даже в болото, где они и оставались навсегда.

С этим тесно связано и то мистическое значение, которое придавали сокровищам люди древности. Сюда относятся проклятые клады, любая вещь которого навлекает беду на того, кто нарушил покой сокровища, драконы, стерегущие золото, гномы, добывающие и хранящие в своих пещерах драгоценности. «Песнь о Нибелунгах» и «Беовульф» как раз повествуют о проклятых кладах.

Сокровища использовались и в ритуалах. Драгоценности, богато украшенное оружие клали в могилы умершим воинам и королям. Кроме того, важным элементом жизни людей был обмен дарами, на которые не скупились: богатство даров свидетельствовало о доблести и славе дарителей. Односторонние подарки от равных по социальному уровню не предполагались, поскольку получатель оказывался в моральной зависимости от дарителя, что могло навлечь беду. Во многих древнеевропейских (германских) языках понятия «давать» и «брать» обозначались одним словом.

Христианизация привносит в отношение к золоту и серебру экономическую составляющую, однако и в феодальном обществе отношение к драгоценностям как к предмету социального общения сохраняется вплоть до эпохи ренессанса.

Когда сложились феодальные отношения, бережливость и накопление (добродетели капиталистов) также не признавались. Феодал был обязан тратить гигантские суммы на пиры, пышные церемонии, дары подданным и церкви, даже если расходы становились больше, чем доходы. Цель та же самая, что и у конунга Тёмных веков – показать свою щедрость, с которой ассоциируется слава, знатность. Это даёт возможность также расширить круг знакомств, найти союзников, вассалов. Иногда феодалы, желая показать своё богатство и поразить соседей, публично портили дорогое имущество или употребляли его безо всякой практической цели (кроме, опять же, порчи). Все свидетели этих странных, на наш взгляд, действий, должны были узреть величие дворянина. Иногда это даже доходило до своеобразного состязания, когда феодал, узнав о том, что сосед покрыл поле шёлковыми тканями и вспахал его, приказывал засеять своё поле золотыми монетами. Разумеется, тоже устроив из этого целое представление с массой зрителей.

Люди, накапливающие богатства (купцы, ростовщики) воспринимались с презрением и насмешками. Коммерческие качества не были присущи феодалам. Всеми делами по реализации произведённой крестьянами продукцией занимались специальные люди, задачей которых было обратить товар в деньги, которые потом потратит феодал. Благородство и расточительность были неотделимы друг от друга.



- Огромную роль в дохристианский период играли пиры. Во время них заключались союзы, обменивались новостями, происходил королевский суд, награждения, принимались самые важные решения, заключались сделки (кстати, от слова «пир», «попойка» произошли слова «гильдия» и «цех»). На пирах поэты пели свои новые песни. Пир имел также символическое значение – он сближал людей, делал их друзьями.



- Поэзия ценилась очень высоко (особенно до появления трубадуров). Поэты не пели по трактирам, как иногда преподносится в книгах. Это считалось ниже их достоинства. Они исполняли свои произведения только на пирах у королей и высшей знати и получали за своё творчество землю, скот, оружие и драгоценности.

Однако на заре Высокого Средневековья отношение к поэтам стало меняться. Их стало больше, реального продукта они не производили и могли жить только подачками от богатых господ (хотя, зачастую эти «подачки» были весомыми). Некоторые трубадуры и миннезингеры в конце концов получали свои лены. Правда, часто поэты с успехом в качестве воинов участвовали в походах, в том числе и крестовых, что, надо полагать, приносило им доход.

Поющие и играющие в трактирах жонглёры и ваганты появились гораздо позже.


- Понятие о ремесленнике как о человеке, не вкладывающем в свою работу творческой инициативы, штампующем в кустарных условиях некондиционный товар, сложилось только после промышленной революции. В Средние века же ремесленники были подлинными мастерами своего дела. Творчество, мастерство, эстетичность были обычными понятиями, которыми руководствовались ремесленники. Все те величественные дворцы, храмы, прекрасные ювелирные изделия, картины и статуи, доспехи и оружие были сделаны ремесленниками. В отличие от фабриканта, который появится значительно позже, ремесленник не штампует продукцию, производство у него не поставлено на поток, поэтому его цель – не количество, а качество, не одинаковость, а творчество. Мастер ощущал частичку себя в каждом своём изделии и старался постоянно самосовершенствоваться. Качество и красота результатов труда были делом чести ремесленника, они создавали ему имя и уважение как среди окружения, так и среди коллег. После возникновения цехов в интересах уже всего сообщества мастеров был контроль качества. Халтурщики быстро изгонялись, поскольку дискредитировали всю «отрасль», а заниматься ремеслом вне цеха строго запрещалось.

- В дохристианскую эпоху владеть рабами было не только принято, но и мало кто из зажиточных земледельцев или ремесленников обходился без рабского труда. Однако рабов в каждом хозяйстве было не так много, как, скажем, в Древнем Риме, где они выполняли почти всю работу, включая интеллектуальную. В Раннее Средневековье рабам поручали самую грязную работу, но основную деятельность, включая вспашку земли, очистку её от камней и т.п. вели свободные люди-общинники.

- От верований – а именно от представления о загробном мире – зависит отношение людей к жизни и смерти. Древний германец не боялся умереть в бою – он «знал», что после кончины непременно попадёт в Вальгаллу, где будет пировать. С другой стороны, смерть от старости была гораздо менее предпочтительна, поскольку в этом случае душа в Вальгаллу не попадала. Сравним с греками, которые боялись смерти, поскольку она означала вечное заточение души в мрачном царстве Аида.

- Простые люди сторонились грамоты и грамотных людей. Она считалась уделом избранных, не чуждых колдовству. Неспроста слово «гламур» означало одновременно «грамота», «мудрость», «таинственность» и «волшебство» («колдовство») и родственно слову «грамматика». Мудрецы всегда считались контактёрами с миром духов, волшебниками.
  
Очень важно, как жители мира объясняют происходящие вокруг них явления. Либо они знают законы природы (то есть все законы физики, химии, биологии, математики) и тогда это научное и высокоразвитое общество с высокими технологиями, которое по определению не может жить в грубых домах, лачугах, средневековых замках и сражаться мечами. А это уже не похоже на фэнтези. Либо они не знают законов природы, но имеют веру в сверхъестественное – бога, творцов и т.п. (отнесём создание мира с помощью магии сюда же), с помощью которой и объясняют и земное притяжение, и происхождение человека, и многие другие явления. Третьего не дано. Люди в любом случае будут задумываться о том, что их окружает, и объяснение примет одну из вышеуказанных форм.

Материальная и моральная сторона жизни взаимосвязаны. Как только общество делает шаг в материальной жизни (например, появление мануфактур или открытие Америки), то сразу же начинают меняться и порядки в социуме. Медленно, постепенно, но меняются. И наоборот: изменение моральной стороны (например, христианизация) влияет на материальную сторону жизни. Поскольку менталитет связан с обоими составляющими культуры, то и он начнёт изменяться. Но не ранее. Если образ жизни и повседневные реалии человека соответствует VII веку, то закономерно будет предположить, что и менталитет у него будет, как у человека VII века. Когда человек обитает в условиях жизни середины I тысячелетия после Рождества Христова и имеет менталитет представителя постиндустриального общества начала XXI века, то это выглядит крайне странно и неправдоподобно. Нет никаких убедительных предпосылок для формирования у человека менталитета другой эпохи.
Когда человек описывает (придумывает) фэнтезийный мир, он преднамеренно или непроизвольно берёт одежду, утварь, постройки, нравы, устои, титулы, государственное устройство из какой-либо реальной исторической эпохи. То есть описывает антураж. Он может вносить какие-то элементы из других эпох (если органично впишутся), которые в некоторой степени изменят психологию персонажей. Однако в любом случае менталитет героев, живущих в мире, должен соответствовать описанному антуражу – то есть персонаж обязан быть сыном своего времени, а не выглядеть странным «пришельцем», «попаданцем», непонятно как оказавшимся здесь.
Соответствие материальных элементов общества своему времени и друг другу кратко описано в статье «Двенадцать ошибок современного фэнтези».

Разумеется, используя стандартный менталитет, мы получим стандартного (архетипичного) персонажа. Однако чаще всего у какого-либо героя (протагониста или антагониста) психология частично отличается от обывательской. Этого требует необходимость конфликта в произведении. Но мы помним, что другой менталитет не возникает сам по себе, ниоткуда. Он формируется окружающей средой. Значит, герой должен испытать на себе влияние другой среды.

 Что поможет автору «подкорректировать» менталитет:
1. Религия. Если автор напишет, что вера в некоего бога запрещает воину прикасаться к драгоценностям, то это объяснит, почему человек не принимает подарков от предводителя. Хотя взамен возникает вопрос о доверии вождя к такому странному дружиннику, и правдоподобно ответить на этот вопрос придётся автору. К тому же что мешает предводителю подарить своему подданному коня или меч?
2. Воспитание в другой стране или долгие путешествия в чужие края, где герой познакомился с другими культурами и в какой-то мере изменил менталитет. Однако другой конец палки – если он вернулся в родные края, как теперь к нему относятся его земляки? Полагаю, с подозрением и неприятием его новых привычек. «Своим в доску» он уже точно не станет, если только снова не начнёт себя вести, как все.
3. Уникальные умственные способности героя. Он гений и, научившись читать, стал задумываться о том и об этом, в результате чего перерос своё время. Если не перегнуть палку и не уйти в мэрисьюшность, то достаточно убедительно при соблюдении некоторых условий: а) человек должен получить отличное (по тем временам) образование; б) он должен иметь доступ к накопленным человечеством знаниям; в) он должен иметь возможность проводить время в размышлениях, а это предполагает хотя бы относительную свободу от труда. И в любом случае, такой человек будет выглядеть экстравагантным чудаком, которого станут избегать.
4. Божественное или иное мистическое откровение. Однажды персонаж спал, и вдруг во сне явилось божество, которое нашептало ему некоторые мысли. Как Орлеанской девственнице. К сожалению, очень сложно органично вписать это в текст, чтобы не выглядело богом из машины, по воле автора (и только по ней!) помогающим герою. Я не помню ни одного произведения, где это смотрелось бы убедительно.
5. Магия. Здесь сложнее. В рамках одного абзаца объяснить влияние магии на менталитет человека будет невозможно. Это тема для отдельной статьи.

   Таким образом, любая «корректировка» менталитета, выводящая его за пределы, которые обусловливает уровень культуры, предполагает обязательную работу автора над убедительным объяснением подобного сдвига. Оправдание «потому что я так придумал» приведёт лишь к тому, что герой будет выглядеть искусственно, нелепо, как седло на корове.

А вот так нелепо и комично это выглядит:


Друзья! Отзывы оставляйте, пожалуйста, под этой частью статьи, чтобы все они были в одном месте и можно было вести диалог.

Изучая писательское мастерство, литературоведение, не забываем о четырёх главных правилах начинающего писателя.

65 комментариев:

  1. Мне понравилось. Такого свода правил я еще нигде не встречала. Начнинающим авторам будет очень полезно, и не начинающим тоже, если прислушаются конечно.

    ОтветитьУдалить
  2. Очень интересно! Почерпнул для себя много нового касательно менталитета средневекового человека. Например, о цикличном мировосприятии, названиях стран и городов. Думаю, что статья полезна для писателей жанра фэнтези вот почему: чтобы писать в этом жанре, нужно хорошо представлять себе именно тонкости менталитета героев, а не факты из истории. Как раз факты менее важны: мир-то всё равно вымышленный, можно самому придумать любых королей, любые страны, любые события. Но вот рыцарь, рассуждающий о равенстве мужчин и женщин, выглядит просто смешно, впечатление от книги сразу портится. Получается какая-то пародия на фэнтези.
    Мне кажется, что многорасовость и магия - те факторы, которые в первую очередь отличают менталитет фэнтезийного героя от менталитета средневекового жителя. Однако они влияют на менталитет не так уж сильно, как кажется с первого взгляда. Ведь магия - удел избранных, и вряд ли она принципиально поменяет мировоззрение крестьянина или воина. То же и с другими расами: их представители обычно живут отдельно от людей и, соответственно, участвуют в формировании менталитета не намного больше, чем сказочные персонажи у жителей нашей реальности.
    Что касается корректировки менталитета с помощью перечисленных в статье факторов - наверно, она возможна только тогда, когда мир тщательно и глубоко проработан. Когда автор объясняет некий поступок героя религией и тут же выдумывает и описывает эту религию, такое выглядит как рояль в кустах. Примерно как "Внезапно герой вспомнил, что в юности жил в Китае и изучил там кунг-фу". Одним словом, необходима долгая и кропотливая работа над миром и персонажами.
    В общем, статья для тех, кто хочет писать действительно хорошее фэнтези, а не книги-однодневки с картонными персонажами, взятыми из 21 века и переодетыми в древние феодальные камзолы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "чтобы писать в этом жанре, нужно хорошо представлять себе именно тонкости менталитета героев, а не факты из истории."

      Не согласен) Менталитет средневекового европейца сложился как под воздействием природных условий, так и под воздействием исторических событий. Допустим, мавры, евреи и испанцы жили в одно и то же время на одной территории, но менталитет их сильно различался. Представим, что Римская Империя выстояла, и вот уже нет никаких Средних Веков, повсюду римское право, акведуки и ипподромы)))

      Даже на примере из современной жизни можно легко увидеть как сильно отличается менталитет человека с разной историей.

      Технологии то же нехило влияют на менталитет. Хрестоматийный пример со стременами. Нет стремян, нет тяжелой кавалерии, а вместо рыцарства пешие дружины.

      Кстати, в эссе Александра, к сожалению не указано, что главными дорогами в СВ были реки и прочие водные магистрали.

      Удалить
    2. Я имел в виду немного другое. Когда автор пишет фэнтези, он описывает выдуманный мир, а не нашу реальность. Конечно, менталитет жителей выдуманного мира может отличаться от менталитета жителя средневековья, ведь у выдуманного мира совершенно другая история. Но даже самый талантливый автор не сможет проработать эту историю до мельчайших подробностей, а потом на её основе с нуля сформировать менталитет героя. Поэтому за основу лучше брать уже известный нам менталитет жителя Средневековья, который и описан в статье. А затем уже менталитет можно корректировать, учитывая специфику выдуманного мира.

      Удалить
    3. Достоверно придумать новый мир, который был бы не похожим на наш сложно, но можно. Например, в романе "Многорукий бог Далайна", мир совершенно не похож на наш. И тем не менее в него веришь. Все персонажи в нем ведут себя согласно логике чуждого нам мира с совершенно не похожей на земную историю. Но для того что бы написать книгу такого уровня, как мне кажется, надо очень хорошо представлять закономерности в развитии общества.

      С уважением Володя

      Удалить
  3. Ну Вы и разогнались в этот раз))) Отличная статья! Мне лично не придётся отбирать у брата книги о Средневековье и изучать их)) За это и нравится мне этот блог: все нужное здесь есть и весьма доступным языком)) Браво!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, потому что я перелопатил кучи книг по средневековью))
      В том и была задумка - в сжатом и понятном виде дать информацию, которая раскидана по всем книгам, интернету, трудам Толкина и его друзей о средневековье.

      Удалить
  4. Отлично написано. Очень подробно и качественно. Жаль только наши "гениальные" писатели этим не воспользуются.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Умные воспользуются. А дураков и в расчёт брать не следует - им закон не писан.

      Удалить
  5. Ещё я забыл включить одно:
    - Значительная сила всех клановых связей, будь то родственная связь или связь земляков. Даже переселившись в другие страны, земляки помогали друг другу. Даже самые дальние родственники держались вместе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну да, это конечно, так. Кстати, стоит заметить, что менталитет жителя какой-нибудь глухой деревушки и жителя столицы или другого большого города тоже будет несколько отличаться - в большом городе частенько можно встретить приезжих из разных регионов страны, иностранцев, там они не вызывают особого удивления. Другое дело - то, что больше 90% людей в Средневековье жило именно в деревнях, многие за всю свою жизнь так и в городе не бывали.

      Удалить
  6. Николай Сельгин23 ноября 2012 г. в 19:57

    Спасибо за статьи. Читал с удовольствием.

    ОтветитьУдалить
  7. галимая туфта. какой дебил мог собрать весь бред интернета и запихать его в такую тухлую статейку???

    ОтветитьУдалить
  8. Отличная шпаргалка авторам фэнтези! Видно, автор переработал кучу книг по истории. Спасибо за емкую статью, не надо будет копаться в книгах самой. Такая информация всем будет полезна.

    ОтветитьУдалить
  9. Александр, а где ссылки на литературу? Вы же не из головы брали отношение христианства и язычества, например. НЕ хорошоооо.
    Я вот четко проследила *нить* из *Функциональной психологии*, одного из ведущих психологов.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это не реферат, не компиляция и не научная статья, поэтому ссылки на литературу я приводить не стал.

      Причина? Дело в том, что эту статью я написал, имея за плечами 15-летний стаж интереса к средневековью. За это время я прочитал книг 100 (если не больше) и ещё несколько сотен (если не тысяч) интернет-страниц. Кроме того, интересовался фэнтези - не просто как читатель, а как литературовед. Из каждого источника брал какую-то информацию, которая за 15 лет сложилась в общую картину. К сожалению, привести все источники, которые я прочитал за 15 лет, невозможно.
      Так что из головы. Но после длительного, кропотливого изучения вопроса.
      Однако если вы настаиваете на источнике, то извольте. Источник - мир вокруг нас. Книги, интернет, музеи, картины, архитектура, раскопки, языки, знающие люди и прочее и прочее. Если вооружиться вниманием, интересом, смекалкой, трудолюбием, наблюдательностью, логикой и здравым смыслом, то из вышеперечисленного можно получить гораздо большее, нежели просто взяв и перепечатав главу из какой-нибудь книги.

      Удалить
    2. Мимо проходил30 ноября 2012 г. в 20:30

      Интрига8888, вы сами-то не заметили, что бред написали? Нафига автору, который со школьних лет протирал штаны в раскопах и архивах, шарит в толкинистике и навскидку перечисляет королей Англии от Альфреда до Елизаветы 2, копировать какую-то функциональную психологию?

      Удалить
    3. Мимо проходил, Ну это уж вы хватили - насчёт королей. Некоторых забываю, конечно.
      Согласен с тем, что глупо копировать чей-то текст, если есть все возможности написать собственную авторскую статью.

      Удалить
    4. Intriga8888, оооочень НЕ вежливо огульно обвинять автора, не разобравшись. Это некрасиво и унижает только вас.

      Удалить
    5. У Интриги8888 не укладывается в голове, как это - написать текст самому? Не украсть, не скопировать, не слизать, а ПРИДУМАТЬ САМОМУ? Механизм такого действия вызывает у Интриги8888 непонимание и отторжение. Видимо, сама она никогда этогог не делала, поэтому ей и кажется, что все крадут, слизывают, копируют.
      По себе людей не судят, уважаемая Интрига четыре восьмерки.

      Удалить
    6. Мимо проходил30 ноября 2012 г. в 21:38

      Правдоруб, че-то кажется мне, что кто-то здесь что-то пытается рекламировать, не? Черный пиар - тоже пиар. Пиши везде, что ты украл отсюда, тем самым рекламируя это "отсюда". Я понятно выразился?

      Удалить
    7. Похоже на то. А поскольку самой ручки замарать в скандале не хочется, пиарщик книги укрылся за псевдонимом Интрига Три Семерки. Ой, простите, четыре восьмерки.

      Удалить
    8. Нет, вряд ли человек с ником Intriga8888 что-то рекламирует. Скорее, просто не может поверить, что кто-то сам из множества всевозможных источников может собрать материал и написать статью.

      Удалить
  10. Видно, что автор разбирается в том, что пишет. Прямо фундаментальная статья

    ОтветитьУдалить
  11. Зеленый Тролль5 декабря 2012 г. в 17:10

    Я думал, что Интрига8888 - ноль в литературе, а оказывается ВОСЕМЬ НУЛЕЙ В ДВА ЭТАЖА!!!

    ОтветитьУдалить
  12. Поразили меня настолько детальной проработкой истории и оценкой менталитета. Сколько же труда нужно, чтобы всё это собрать воедино?

    ОтветитьУдалить
  13. Хахаха что за тупость))) вы реально что ли думаете, что так все и было?)) уже давно доказано, что никакого темного вашего средневековья не было, это все вымысел. Подделка. Понятно ли вам?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пенёк в штанах19 декабря 2012 г. в 21:16

      А вот я тоже не верю в Средневековье. Уверен, что его никогда не было. На смену каменному веку пришла постиндустриальная эпоха и глобализация.

      Удалить
    2. Не смешно. Я дело говорю. Это информация подтверждена учеными

      Удалить
    3. Улей, под ником Пенька был я. Но я полагал, что вы просто затеяли забавную игру. Если же нет, то хотелось бы почитать о фальсификации средневековья.

      Удалить
    4. Улей с ушами это я. Этот ник я взял для того чтобы привлечь внимание читателей к теме, что их обманывают нарочно. Никакого средневековья не было, вернее оно было, но не так как это преподносят. Древняя греция и средневековье это одно и тоже.
      http://ru-an.info/news_content.php?id=1482
      Карла великого никогда не было, сейчас 1712 год.
      http://paranormal-news.ru/news/2009-06-24-1854

      Удалить
    5. Васька Пузырь20 декабря 2012 г. в 09:21

      Понятно, вы пиарите "Новую хронологию" Фоменко. Между тем давно доказано, что это лженаука, которая рассыпается в прах под напором аргументированной критики.
      http://hbar.phys.msu.su/gorm/library/book1.htm

      Удалить
    6. Хм, забавные источники. Сайт о паранормальных явлениях и статья, написанная на основе текстов Фоменко. Это, господин Улей, даже не смешно.

      Удалить
    7. При беглом просмотре видно что статья Фоменко "говнецо". Как будто не было сотен греческих, римских историков, затем огромного числа монахов, образованных арабов, дворян со своими письмами, мемуарама, записками...
      А так же китайцев, индусов, американских индейцев со своими записями...

      Удалить
  14. ...А по-моему очень обстоятельно и содержательно. Вот лично большинство народу мало, что знает о данной эпохе. А по поводу того, что не было её..Так, в конце концов, есть же источники: руны (или это, по вашему мнению, фейк????), ратуэл кросс и другие. Или это не в счет??? По моему автор излагает как раз все на доступном уровне. И еще - эльфийский язык (Квенья) Толкиен придумал на основании древнего скандинавского языка, это тоже не в счет????? ребят, ну несерьезно!!!!! А вот автору большое спасибо за статью...очень содержательно. Лично я много почерпнула из неё

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Квэнью на основе финского, синдарин - на основе кельтского

      Удалить
  15. ну вот ))) я же говорю, что скандинавское ))) Толкиен же не с потолка все брал, верно ведь????

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вся "мифология для Англии" Толкина создана после громаднейшей работы и на основе богатейшего материала.

      Удалить
  16. Елена!Я восхищена Вашей любовью к Александру .Поражаюсь !трудоспособности этого автора.Но ему понравится не каждая женщина,-умный ,выдержанный,талантливый человек.Не теряйте надежды ,встретить такого человека не каждому удается!!!ЖЕЛАЮ УСПЕХА!!!

    ОтветитьУдалить
  17. Статья обобщенная и имеет несколько спорных мест.
    Для начала название самой статьи: "Менталитет фэнтезийного героя". Хотя это статья скорее о менталитете человека темных веков, представители германского или скандинавского племени.

    "Христианизация познакомила древнего человека с понятием вечности, необратимостью событий." Очень спорное утверждение. Греческая, римская, скандинафская мифологии еще до христианства говорили о вечности души, необратимости судьбы и конце света

    "Древних римлян и греков уважали не только за развитую науку, но и за расцвет рыцарства и куртуазию." Что то? О таких понятиях как рыцарство и куртуазия греки и римляне даже не слышали. Все было предельно рационально. Браков по любви почти не было, оргии нормальное явление, убийства с помощью яда, кинжалом наемника не редкость.

    А это ошибка из географии.
    "Так, весть о гибели Фридриха Барбароссы в Малой Азии (ныне – Турция)" Малая Азия - это регион, точнее полуостров, он как был так и сейчас называется малая Азия. Это как сказать "на Пирене́йскиом полуо́строве (ныне - Испания)"

    "либо к несвободным – рабам, тралам." А вот это меня поставило в тупик, кто такие тралы? Гугл мне вразумительно не ответил, а это редкое явление.

    "Иногда виновность или невиновность человека определяли, например, бросая его связанного в воду, – если выплывал, значит, вина не утащила его на дно. " А мне вот известно что поступали несколько наоборот, не утонул значит колдун, ведьма, а значит казнь. Утонул значит был не виновен и чист.


    "Фамильные мечи, названные собственным именем, старинные кубки, перстни наделялись особой силой, иногда даже волшебной." Просто это были редкие дорогие вещи вот и давали им имена, как сейчас кораблям, например. Но вы же не считаете их живыми?


    ("кстати, от слова «пир», «попойка» произошли слова «гильдия» и «цех»)." Что то не верится. Откуда вы это взяли?

    "В дохристианскую эпоху владеть рабами было не только принято, но и мало кто из зажиточных земледельцев или ремесленников обходился без рабского труда. Однако рабов в каждом хозяйстве было не так много, как, скажем, в Древнем Риме, где они выполняли почти всю работу, включая интеллектуальную." Рим тех времен и был европой, они почти все захватили. Потому ваше последнее предложение несколько не понятно.

    "Неспроста слово «гламур» означало одновременно «грамота», «мудрость», «таинственность» и «волшебство» («колдовство») и родственно слову «грамматика»." Опять что то не верится.

    "Воспитание в другой стране или долгие путешествия в чужие края, где герой познакомился с другими культурами и в какой-то мере изменил менталитет. Однако другой конец палки – если он вернулся в родные края, как теперь к нему относятся его земляки? Полагаю, с подозрением и неприятием его новых привычек. «Своим в доску» он уже точно не станет, если только снова не начнёт себя вести, как все." А вот не правильно полагаете, по крайней мере, в большинстве случаев. Вспомним, например, крестоносцев. Разве к ним относились с подозрением? Скорее с уважением как к воинам господа. Да и гигиену хоть начали соблюдать. Так же и русская армия 1812 года, освободившая европу. Этот поход даже послужил одной из причин декабрьского восстания, но народ принимал вернувшихся как освободителей.

    В принципе начинающим молодым авторам статья будет полезна для понимания, что люди в разные эпохи думают по разному

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за внимание к моей статье.

      Давайте по порядку.

      "статья скорее о менталитете человека темных веков, представители германского или скандинавского племени" --- прочитайте первую часть. Там описано, почему я провожу параллели именно с тёмными веками и именно с Европой, а не с каменным веком в Японии.

      "Греческая, римская, скандинафская мифологии еще до христианства говорили о вечности души, необратимости судьбы и конце света" ---- при чём здесь греческая и римская? Вы хотите сказать, что греческая философия была известна всему населению Европы в Тёмные века? Да она даже коннунгам-то известна не была. К тому же вечность души и необратиомсть судьбы никак не подтверждают и не опровергают циклического или линейного восприятия времени. А вот смена времён года, повторяемость событий (войны, эпидемии, неурожаи, хорошие урожаи) таки говорит за цикличность. О чём и сказано в статье.

      ""Древних римлян и греков уважали не только за развитую науку, но и за расцвет рыцарства и куртуазию." О таких понятиях как рыцарство и куртуазия греки и римляне даже не слышали." --- спасибо за подсказку, но в статье именно так и написано. Не вырывайте из контекста, а прочтите этот абзац ещё раз, внимательно. То, что вы привели, я отнёс как раз к тому, что понятие историчности было чуждо людям в средние века.

      "Так, весть о гибели Фридриха Барбароссы в Малой Азии (ныне – Турция)" Малая Азия - это регион, точнее полуостров, он как был так и сейчас называется малая Азия. Это как сказать "на Пирене́йскиом полуо́строве (ныне - Испания)" ---- и где ошибка? Я не заметил. Малая Азия - это Малая Азия. Чем вас не устраивает название?

      Трал - это несвободный житель Скандинавии, нечто вроде раба (но не совсем).

      "А мне вот известно что поступали несколько наоборот, не утонул значит колдун, ведьма, а значит казнь. Утонул значит был не виновен и чист." --- и так было. И ещё 100 вариантов было. Нет смысла приводить их все.

      "Просто это были редкие дорогие вещи вот и давали им имена, как сейчас кораблям, например. Но вы же не считаете их живыми?" --- Называть корабли именами - это традиция. Они все пронумерованы, поэтому имя - нечто вроде парадного названия. Но вы почитайте саги, Эдды. Люди разговаривали с мечами, деревьями, ручьями, обращались к ним за помощью.

      "Что то не верится. Откуда вы это взяли?" ---- я тоже раньше не знал. По-моему, из Гуревича.

      "Рим тех времен и был европой, они почти все захватили. Потому ваше последнее предложение несколько не понятно." --- не путайте античную эпоху и средние века.

      "Неспроста слово «гламур» означало одновременно «грамота», «мудрость», «таинственность» и «волшебство» («колдовство») и родственно слову «грамматика»." Опять что то не верится. --- а уж вы поверьте. А не верите - почитайте научные труды профессора филологии Толкина, например. Он не только "Хоббита" написал.

      "А вот не правильно полагаете, по крайней мере, в большинстве случаев. Вспомним, например, крестоносцев. Разве к ним относились с подозрением? Скорее с уважением как к воинам господа. Да и гигиену хоть начали соблюдать. Так же и русская армия 1812 года, освободившая европу. Этот поход даже послужил одной из причин декабрьского восстания, но народ принимал вернувшихся как освободителей. " ---- а вот и правильно. Не путайте ситуацию, когда сотни тысяч людей одновременно меняют менталитет и в массовом порядке несут его на родину, и ситуацию, когда только один человек его меняет, а всё окружение, которое он может найти на родине, имеет прежний менталитет. Как вы думаете, в каком случае человек будет иметь массу единомышленников и в каком случае он будет единственной белой вороной?

      Удалить
    2. "Там описано, почему я провожу параллели именно с тёмными веками и именно с Европой, а не с каменным веком в Японии." я понимаю ваш выбор и он в принципе верен. Но в фентези как раз благодаря магии и разнообразным расам менталитет будет отличаться от обычного средневековья. В фентези, например, редко описывается замкнутая оторванная от мира деревня, как и было на самом деле. А это уже накладывает серьезный отпечаток на менталитет.

      На счет второго утверждения. Вы вырвали из контекста) Я ничего не имею против цикличности, вечности души и прочее, мне не понравилось ваше утверждение о том что именно христианство познакомило людей с этими понятиями, и привел в пример др религии. Греческая философия конечно не была знакома большинству населения, но у них были свои верования с теми же понятиями.

      На счет "Древних римлян и греков уважали не только за развитую науку, но и за расцвет рыцарства и куртуазию.", тут я и правда не так понял.

      Меня не устроила выражение "Малой Азии (ныне – Турция)" то есть вы подразумеваете в этой фразе что когда то было государство Малая Азия, а теперь на его территории государство Турция.

      Я таки понял что за трал, интернету это слово знакомо как "Трэлл"

      А как же Марко Поло, Колумб, Васко де Гама и прочие? Разве к ним стали хуже относиться? Их просто стали считать преуспевающими торговцами и путешественниками.

      На счет остального в принципе вы правы.

      Мне правда еще просто оформление статьи не оч понравилось, я о разных абзацах, межстрочном интервале, шрифте, как будто школьник с разных источников нахватал и не отредактировал

      Удалить
    3. Насчёт оформления: в ворде всё свёрстано однообразно, однако внутренний редактор блога вот так по-дебильному перевестал. Я пробовал исправлять - но в окне редактора текст выглядит нормально, а когда нажимаешь "опубликовать" - снова перевёрстывается так, как есть. Или ещё какая-нибудь ерунда возникает, типа наезжающих друг на друга строчек, жирного шрифта и т.д. И это уже не в первой статье так. Полагаю, дело в HTML-коде, но я с HTML не знаком, поэтому опасаюсь там копаться. Если вы знаете, как исправить - скажите, я исправлю.

      "Но в фентези как раз благодаря магии и разнообразным расам менталитет будет отличаться от обычного средневековья." --- ещё раз прочитайте начало 1-й части (где сказано, что рассматриваем только людей, а не гномов и орков) и конец 4-й части (как можно изменить менталитет). Там есть ответы на ваши вопросы.

      "мне не понравилось ваше утверждение о том что именно христианство познакомило людей с этими понятиями, и привел в пример др религии. Греческая философия конечно не была знакома большинству населения, но у них были свои верования с теми же понятиями." --- так скандинавов именно христианство и познакомило с линейным течением времени, т.к. греческой философии они не знали. Да и, признаюсь честно, я не силён в менталитете античного человека, поэтому у меня есть сомнения в том , что греки имели линейное представление о времени безо всякой цикличности.

      "то есть вы подразумеваете в этой фразе что когда то было государство Малая Азия, а теперь на его территории государство Турция." ---- нет, не так я подразумеваю. Это просто указание для несведущих, где искать Малую Азию. Возможно, это надо убрать, ибо похоже на кэпа. Хотя, если судить по уровню образованности, думаю, что немногие знают, где искать Малую Азию.

      Удалить
    4. Для любого, хотя бы немного знающего историю (даже в рамках школьного курса), это не проблема - где искать Малую Азию. Восточное побережье Эгейского моря (сегодня действительно турецкая территория). До 20-х годов ХХ века там продолжало жить много греков, но после греко-турецкой войны 1919 - 1922 годов их (греков) оттуда изгнали. Если кто интересуется историей, почитайте о греко-персидских войнах, о Пелопоннесской войне - в них активно участвовали полисы (города-государства) Малой Азии.
      P.S. Хочу выразить уважение вам за то, что просвещаете людей (конечно, тех, кто хочет чему-то научиться). А насчёт стиля - как известно, на вкус и цвет товарищей нет. Некоторые современные "пописки" бросаешь читать после первых же страниц. Если бы авторы представили себя на месте читателей, которым предлагают низкопробную стряпню - их бы самих, пожалуй, могло бы стошнить.
      С уважением. Сергей из Киева

      Удалить
    5. Кстати, уважаемый Jacen, на Пиренейском полуострове расположена, кроме Испании, ещё и Португалия. Географию не мешает знать!

      Удалить
    6. А также Андорра и Гибралтар, Лабрадор...

      Удалить
  18. Спасибо автору за просветительскую деятельность! Хорошо видно, что автор знаком с источниками и дал себе труд пересказать их подробно. Разумеется, как и большинство популярных статей, эта не свободна от недочётов и неточностей, большинство из которых уже подробно описали предыдущие комментаторы ( с теми же "тралами", которые в итоге оказались скандинавскими "трэлями"; также хочу попенять автору за сваливание в одну кучу менталитета Скандинавии Эпохи викингов и континентальной Европы Раннего, а местами и Позднего Средневековья). Но огрехи можно выправить, а у меня более глобальный вопрос: Зачем брать на себя труд пересказывать книги Ле Гоффа и Гуревича, если можно просто отослать читателя к ним - и не плодить "лишних сущностей"? Действительно, дураки не прочтут ничего, даже краткого пересказа, - а умные и пытливые авторы вполне могут прочитать и сами первоисточники.
    И ещё одно замечание: По-моему, эта статья больше подходит авторам исторических романов, а авторы фэнтези могут причерпнуть в ней лишь одно: сам принцип "Если у твоего героя есть какой-либо менталитет", потрудись правдоподобно описать исторические условия возникновения этого менталитета".
    Спасибо за внимание.

    Злой критик

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Отвечу по порядку.
      Менталитет жителей Скандинавии эпохи викингов весьма схож с таковым у остальной Европы, заселённой германскими народами. К тому же викинги очень широко расселились в Европе, насаждая свой менталитет и свои правила. Думаю, что такое Денло вы знаете. И происхождение французской провинции Нормандия тоже. Я уж не говорю о средиземноморских пиратах скандинавского происхождения и варяжского отряда на службе базилевса. Да, различия есть - скажем, до вторжения саксов и англов Британию населяли кельтские народы, менталитет и культура которых несколько отличалась от менталитета германцев - но уместить в одну статью громадный материал, указав все мельчайшие различия, невозможно, и вы это понимаете. При таком подходе монографии-то маловато.
      Позднее средневековье приведено лишь несколько раз в качестве примера различий менталитета людей раннего средневековья и времён развитого феодализма. Так что ничего не свалено. Всё структурировано и разделено.

      Насчёт тралов. Это слово я встречал как минимум в 4 вариантах: трал, тралл, трэль, трэлл. Я думаю, что правильнее будет говорить и писать "трэл", исходя из начертания этого слова.

      Как я уже писал в ответе на один комментарий, эта статья не является рефератом какой-то определённой книги (или нескольких книг). Около трети статьи - вообще мои собственные заключения, сделанные на основе многолетнего опыта изучения средних веков. Да, что-то я брал из указанных авторов, пересказывая более простым языком, но этим дело не ограничивалось. К тому же оба эти автора пишут достаточно сложно. Чтобы их понять, нужно хорошее аналитическое мышление, чем не все гуманитарии могут похвастаться. И уж тем более не все авторы фэнтези, большая часть из которых - подростки и молодёжь в возрасте до 22-25 лет. Их понятийный багаж и эрудиция маловаты для понимания такого рода трудов.

      Насчёт исторических романов. Может быть, я не прав, но люди, пишущие исторические романы, хорошо подкованы в вопросе истории того периода и народа, который описывают. Я общался с такими людьми, и большинство из них реконструкторы, историки, археологи, т.е. не случайные в истории люди. Им-то как раз и следует читать Гуревича и Ле Гоффа, хотя, полагаю, труды указанных авторов знакомы тем, кто пишет исторические романы.
      С авторам фэнтези же совсем другой коленкор. Даже Перумов, написавший массу книг, описал филигранное фехтование глефой, за что теперь получает нагоняи от спецов по истории. Я уж не говорю о начинающих авторах, которые верят, что фэнтези сродни галлюцинированию: что выдумал, то и правда. У них викинги живут в готических дворцах, народы, имеющие быт VII века, одеты в полные латы XVI веков, суровые варвары прямо на поле боя начинают резонёрствовать о ценности человеческой жизни. Пусть начинающие авторы хотя бы обзорно узнают, что к чему. Чтобы не допускать самых нелепых ошибок.

      Удалить
  19. очень качественная и полезная статья. То что подходит только для исторических романов конечно преувеличение- в таких романах нужно не только общие принципы знать а еще и реальных прототипов хотя бы иметь или имевшее место событие если с прототипами сложно. А то и получается что как вы уже писали герои думают о равенстве и братстве и не хватает только финансовых кризисов. Да и вообще мало современных авторов которые написали за последнее время достойное фэнтези. Особенно с использованием холодного оружия- я немного являюсь знатоком холодного оружия (так не скромно- по крайней мере восток и запад не перепутаю не говоря об африке)- хотя это тема другой статьи. Жду дальнейших Ваших работ

    ОтветитьУдалить
  20. Статья действительно хорошая. Единственно, я немного не согласен с автором в том, что в Средневековье мало уделяли внимания законности в пику обычному праву. Те же многочисленные скандинавские саги никак не меньше места отводят описаниям судебных тяжб, чем описаниям поединков и другим вооружённым столкновениям. Да и столкновения эти часто следствие этих самых судебных тяжб.

    ОтветитьУдалить
  21. Замечательная статья по менталитету средневекового европейца.

    Необходимы статьи про магию и расы)))

    ОтветитьУдалить
  22. Статья очень хорошая, как бы пусто это не звучало. Да, насчет тралов, в Повести древних лет есть вариант траллс.

    ОтветитьУдалить
  23. На пирах поэты пели (..._ песни. И это пишет человек, претендующий на звание наставника-учителя. Почему бы не перечитать свой же текст?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Советую вам отбросить надменный тон и объяснить, что вас смутило.

      Удалить
  24. Мои комплименты. Глубокий анализ и внятное изложение. Сразу видно, что прочитали Вы о Темных веках немало.

    ОтветитьУдалить
  25. Спасибо за информативную статью. Однако у меня возник один вопрос по поводу отношений вождя/короля и дружины. Я, к сожалению, не историк, но мне приходилось интересоваться средневековыми армиями, по какому поводу я прочитала замечательную книгу Филиппа Контамина. Так вот, если судить по ней, то отношения вассал-сюзерен сводились далеко не только к духовной связи. Материальный аспект вопроса был более чем существенным.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кстати, хочу добавить, что хоть многое в этой статье было мне внове и многое было очень интересным, в некоторых моментах мне видится передёргивание в сторону идеалистических представлений о Средневековье.

      Удалить
  26. С исторической точки зрения написано правильно, придраться не к чему. Во всех четырех статьях. Объясненно доходчиво, понятно... но только о людях. А что вы скажете об эльфах? Судя по их уровню духовного развития в большистве произведений, им ближе демократия ( нет, не современная, а та, которая должна быть по идее) или коммунизм, ну в крайнем случае технократия, но уж никак не феодализм. Гномы - что тут говорить, социализм или олигархия. Орки - как были, так и будут военной диктатурой с постоянной сменой диктатора в кровавых гражданских войнах. Нежить - учитывая особенность расы, нечто вроде коллективного разума, хотя варианты могут быть. Кроме различных рас, в фэнтэзи присутствует еще один соц.класс - колдуны (волшебники, маги, шаолиньские монахи, чародеи, волхвы, псайкеры и т.д.). И отношение к ним различное - в одном произведении маги решают судьбу мира, в другом - они отбросы общества. А вот теперь представьте себе - вы крепостной крестьянин, видите всю эту красоту у других рас ( ну к примеру у гномов). Решили вы почитать ( ну повезло вам, научили в детстве) труды их философа Карле Мракуса... и вот вам озарение - эксплуатация человека человеком несправедлива. Хватит терпеть унижения от владык и господ! Все люди равны и имеют одинаковые права, ну и так далее. И народ ( большая его часть) с вами согласна... И вот, вы скинули монархию, установили власть советов, план и т.д., в общем условно, местный Ленин. И в принципе то не поспоришь - идеи взяты у соседней расы, которая куда развитее, чем люди. А может быть и наоборот - знаете , в Вархаммере, несмотря на его сорок первое тысячелетие, очень хорошо у человечества смотриться средневековая мораль, с примесью тоталитаризма и фашизма. Здесь же главное, как подать, а уж дальше нужны только мозги, чтобы понять - куда это приведет.
    Со всем уважением. Никита.

    ОтветитьУдалить
  27. "Категории средневековой культуры" покойного Гуревича навеки в наших сердцах!
    Теперь, если позволите, несколько уточнений.
    1. "Мерсия" ака "Марка" можно интрепретировать еще и как "Граница" (слово саксонское, а там дальше на запад Уэльс), к вопросу о центре-периферии.
    2. Человек в ряде случаев ОТДЕЛЯЛ реальность от вымысла. Förnaldasögur не просто так еще называются "Лживыми сагами"; Снорри Стурлусонович в своём учебнике для скальдов (да и в Круге Земном, кстати) проявляет изрядный скепсис относительно божественной сущности асов и ванов; в предисловии к "Похищению быка из Куальнхэ" скриптор считает нужным уточнить, что, мол, кое-что тут правда, кое-что непонятно, а в кое-что может верить только полный банан, и это тут записано, мол, для развлечения дураков. Вероятнее всего, это влияние христианства, но тем не менее.
    3. Пресловутый фатализм и обесценивание жизни - скорее наши представления об идеальном типе эпохи, нежели психическая реальность эпохи. Так, в "Речах Высокого" специально упоминается, что лучше живым быть, чем мёртвым, и что не нужно грубиянить и напиваться, хотя там же есть советы в духе "будь что будет"; на материале исландских саг мы в ряде случаев видим стремление человека выжить любой ценой, а не геройски погибнуть (хрестоматийный пассаж, кажись, из саги о гренландцах, когда судно тонет и тянут жребий, кому садиться в лодку, а кому идти на дно, и один из обреченных восклицает, мол, не то ты обещал нам, хёвдинг, когда звал в поход, а хёвдинг отвечает: мол, если ты очень хочешь жить и думаешь, что помереть такое трудное дело, то садись в лодку, а я займу твоё место; то есть, геройская смерть - это как бы идеал, а не норма, и присуще герою, а не любому и всякому в принципе ("умение растить судьбу")).
    4. Насчет найма - здесь показателен пример со службой охраны византийских басилеев: расовые скандинавы пользовались бОльшим почётом, чем, скажем, саксы, т.к. блюли личностные отношения с "кьяром Миклагарда", тогда как саксы уже запросто могли продать государя-императора за три копейки.
    5. Про связь с земельным наделом. Имеет смысл уточнить: существовало два типа собственности: аллод и феод (бокленд и фолькленд, одаль и альменнинг, вотчина и пай), то есть неотчуждаемая собственность (о которой идет речь в Вашем материале) и отчуждаемая (которую альфа-король мог отобрать у одного павиана и отдать другому или павиан сам мог её подарить, продать, сдать в аренду или пропить в кабаке). Неотчуждаемая собственность, если возникала необходимость её передачи, передавалась в рамках одной родовой общины, чтобы не уменьшать родового "счастья".

    ОтветитьУдалить
  28. ...продолжение
    6. "Круг родственников, друзей, супруг(а), род занятий – всё это не зависело от желания индивида" - насчет рода занятий это Вы слишком категоричны. Цитирую Гальфрида Монмаутского, который в свою очередь в "Истории бриттов" цитирует некоего лондонского архиепископа: "Разве люди появляются из материнского чрева с предуказанной им заранее участью и от поселянина не рождается воин и от воина поселянин? Воин, бывает, происходит и от мошенника и мошенник от воина. А раз дело обстоит таким образом и любой и всякий может быть отпрыском любого и всякого, то я отнюдь не считаю, что в вас не осталось человеческих качеств". Ну и тот факт, что скандинавские бонды часто уходили в викингские походы, тож как бы намекает. Опять же, институт вольноотпущенников.
    7. Насчет новаторов это Вы верно подметили ("Пущай полетает!" (с)), иное дело, что изобретения прокладывали себе путь, но со страшным скрыпом (мечи Ульфберта, корабли с килем, огнестрел тому подтверждение). А вот печатный станок вроде бы прижился за каких-то полвека.
    8. "Поэты не пели по трактирам, как иногда преподносится в книгах. Это считалось ниже их достоинства" - да и трактиров толком не было ;)
    9. Касательно утилитарной ценности драгметаллов можно уточнить, что это актуально прежде всего для золота (это вообще старая индоевропейская история), тогда как серебром вполне себе расплачивались уже в эпоху викингов, торговля на морях прям-таки кипела (по сравнению с, например, вендельским периодом).
    10. Хотелось бы отметить феномен патриархального рабства и его отличия от классического.
    11. Также хотелось бы обратить внимание на существование в рамках одного "народа" нескольких типов культур, ориентированных социально: культура землепашцев, культура воинов и жреческая культура. Нет нужды доказывать, что, скажем, французский рыцарь имел гораздо больше общего с английским рыцарем, чем с французским крестьянином. Каждая культура вырабатывает свой набор мифологем, архетипов, стереотипных реакций, этических и эстетических ориентиров етс., а также свой язык (куртуазность же ж).
    12. "Графоманов на рею!" - милорд, пожалейте реи, чай не казённые, не выдержат: имя нам Легион, ибо нас много)))))
    простите возможный флуд и спасибо за материал к размышлениям. Неизменно с уважением,
    мамонтёнок Беня

    ОтветитьУдалить
  29. Статья очень грамотно, даже пожалуй дотошно, расписывает мир раннесредневекового селянина германо-скандинавских племён.
    Все же мир даже исторического средневековья был намного более разнообразен. Во-первых, возьмём такую страну как Византия. Возьмём Испанию времён реконкисты. Есть отличия от германцев? Думаю есть. Возьмём ту же Европу позднего средневековья, которая от раннего отличается весьма (а зачем нам зацикливаться на раннем?). Кроме того, самое слабое место в статье - предположение, что в изначально магическом мире с реальными богами и реальными соседствующими иными расами социальное устройство людских стран должно быть обязательно таким же, как в нашем средневековье, а если и отличаться, то совсем чуть-чуть. И то, если кто-то особо любопытный книг начинался или съездил на край света. Даже у того же Толкина диапазон типажей куда шире, в том числе и у людских народов.
    Так что все-таки с основным посылом статьи не соглашусь, не отрицая, тем не менее, её добротность и обстоятельность.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Автор явно заточен на германо-скандинавов и Англию (история, культура, география и пр.), так что, к сожалению, прочие народы его мало увлекают. Мне намного интереснее было бы почитать про Византию, великая история которой охватывает всё Средневековье (в т.ч. полюбившееся автору раннее дохристианское). Следуя негласной традиции Запада, мы тоже приучились игнорировать эту великую цивилизацию. Тоже европейскую, заметьте.
      Блог, по ходу, мёртв. Автор не отвечает, последние комменты не позднее 14 года, хотя читал пока не все статьи. После 13 года активность автора упала в десятки раз. А как хорошо всё начиналось. Тем не менее, написано много статей, годных для чтения и сейчас. Думаю, мало в интернете сайтов (я много где бывал) с таким объёмом полезной и, вместе с тем, подробной информации, даже если не всё здесь и где бы то ни было стоит принимать за высшую истину.

      Удалить