Писатель и авторское право: как
защититься от плагиата
Александр Николаевич Бирюков
Создали вы литературное произведение.
Написали от руки или напечатали на компьютере, вывели на принтер. И вот – вы
держите в руках стопку листов бумаги с вашим текстом. Вы дорожите своим
произведением и опасаетесь, что какой-нибудь недобросовестный писатель или
издатель опубликует вашу книгу под чужой фамилией, то есть совершит плагиат. Вы
открываете Гражданский кодекс РФ и, читая четвёртую его часть, натыкаетесь на
следующую статью, которая часто в комментариях к закону называется краеугольным
камнем авторского права.
Вот эта статья, содержание которой
больше всего будоражит умы авторов и которая является весьма сомнительной в
плане её практического применения. Привожу пункты 3 и 4 статьи 1259, в которых и заключена вся соль авторских перипетий.
3. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.
Иными словами, теоретически достаточно
просто распечатать рукопись с вашей фамилией, и закон
защитит ваш текст от любого посягательства. Не нужна ни публикация в
издательстве или журнале, ни регистрация где бы то ни было. Всё очень просто и
понятно.
Однако сразу возникает вопрос: как
применять эту простенькую до примитивности статью на практике? Как доказать,
что рукопись появилась не вчера, а десять лет назад? К сожалению, буква закона оставляет нас
наедине с нашими домыслами.
Вот самая частая ситуация, которую
приводят авторы в качестве примера совершенной бесполезности в
правоприменительной практике вышеуказанной статьи.
Допустим, написал И.И. Иванов в 2006
году книгу. В точности следуя букве закона и полагаясь на его справедливость,
автор на обложке написал: И.И. Иванов, 2006. Всё. Требование закона полностью
выполнено: произведение создано, существует в объективной форме, на экземпляре
произведения помещены фамилия автора и дата создания произведения. Живёт Иванов и радуется:
авторские права надёжно защищены. Даёт друзьям и знакомым читать рукопись,
принимает отзывы и комментарии. И вдруг в 2009 году обнаруживает в магазине
свой собственный текст, опубликованный под фамилией известного автора Петрова.
Иванов подаёт в суд на Петрова, но не тут-то было: судья не верит тому, что
Иванов написал текст в 2006 году. Он считает, что Иванов просто хочет получить
славу Петрова, переписав его книгу на листы и указав более ранний год. Этой же
версии придерживается и Петров (кто бы сомневался!). К тому же Петров
использует безапелляционный аргумент – «Я – сам Петров, гений и живой классик,
которого знает вся страна, а истец – какой-то графоман Иванов, о котором никто
никогда не слыхивал. Неужели вы верите, что я – Петров – стану воровать тексты
у какого-то Иванова?!» Показания двух друзей Иванова судью не убеждают: слова
заинтересованных людей против неопровержимого доказательства – изданной,
зарегистрированной и упомянутой во множестве документов книги. К тому же против
двух друзей Иванова пришли десять свидетелей в пользу Петрова.
Ситуация
в примере вовсе не надуманная, а вполне реальная. Вот какую злую шутку может
сыграть с нами слепая вера в чудодейственную силу статьи 1259 ГК РФ. К тому же многие комментарии к кодексу указывают, что фамилия автора и год первой публикации сами по
себе имеют только информационное значение и указывает лишь на то, что этот человек
считает себя автором произведения, а
не является таковым; основания,
согласно которым человек делает вывод о своём авторстве, должны быть
подтверждены иными доказательствами (наличием авторских договоров и т.д.).
Поэтому более правильным будет защита
авторских прав таким способом, который давал бы человеку, написавшему текст,
доказательства авторства произведения.
Способы практической защиты авторских
прав основываются на главном принципе: дата создания (опубликования)
произведения должна быть представлена в таком виде, который делал бы
невозможным её изменение автором на более раннюю. Вот несколько способов:
1. Регистрация,
осуществляемая Российским авторским обществом (РАО) или филиалом РАО, которое
выдаёт свидетельство, подтверждающее дату и факт регистрации. Свидетельство
имеет информационное, а не правоустанавливающее значение, иными словами,
используется скорее в качестве метода психологического давления, нежели как
документ, однозначно устанавливающий ваше авторство.
2. Издание
произведения любым способом: в журнале, сборнике, альманахе, в виде отдельной
книги за деньги издательства, спонсора или за свои средства. Лучше, чтобы книга
имела шифр ISBN, т.е. была зарегистрирована в Книжной палате РФ.
3. Размещение произведения на сайте, где указывается дата и время размещения текста и у
автора нет администраторских прав, которые позволяли бы изменить дату и время
размещения на более ранние. Лучше для надёжности выкладывать текст на несколько
сайтов. Кроме того, некоторые сайты, в частности проза.ру и стихи.ру при размещении текста формируют электронное свидетельство о публикации, которое можно скачать. В свидетельстве есть текст произведения, причём изменить этот текст в самом свидетельстве невозможно, даже если автор будет редактировать произведение на сайте. Тоже имеет информационное значение.
Кстати,
с точки зрения закона размещение текста в интернете является не публикацией, а
лишь обнародованием произведения. Пункт 1 статьи 1268 ГК РФ гласит:
"Автору
принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право
осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое
впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его
опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или
по кабелю либо любым другим способом. При этом опубликованием (выпуском в
свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих
собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве,
достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из
характера произведения".
Таким
образом, опубликование может быть только в материальной форме, тогда как
обнародование - в любом.
4. Отправка
себе же по почте заказным письмом с описью вложения нескольких экземпляров
распечатанного текста, причём каждый экземпляр должен быть запечатан в
отдельный конверт. После получения писем необходимо хранить их в
нераспечатанном виде. Почтовый штемпель на нераспечатанном конверте является
содержит дату, которая послужит автору доказательством в суде. Имеет
информационное, а не правоустанавливающее значение.
5. Также
приходилось слышать о регистрации произведений у нотариуса, но после беседы с
несколькими нотариусами выяснилось, что они никогда не слышали о такой
процедуре и не знают, как её осуществлять. Комментарии к ГК говорят, что не существует единого механизма нотариальной защиты
авторских прав, поэтому, скорее всего, такой способ также не имеет
правоустанавливающего значения.
6. В
примере, приведённом выше (об Иванове и Петрове), возможно, помогла бы
графологическая экспертиза. Однако подкупить одного эксперта гораздо легче, чем
изменить дату издания книги или её регистрации в Книжной палате. К тому же хорошо, если разница в датах написания и плагиата составляет лет 10. А если речь идёт о паре месяцев или даже недель?
7. Комментарии
к ГК в качестве доказательств авторства приводят также показания свидетелей и объяснения третьих лиц,
но надо полагать, что у другой стороны тоже найдутся свидетели и третьи лица.
Таким образом, большая часть из
способов практической защиты авторского права имеет лишь информационное
значение. Самым веским доказательством является изданная книга: она
представляет собой опубликованное произведение, упомянута в документации
издательств (вещественные доказательства), зарегистрирована в Книжной палате (ISBN). Если издательство публикует вашу
книгу за свои средства, то к перечню доказательств добавляется авторский
договор.
Вместе с тем есть несколько способов
обойти закон об авторском праве. В частности, нельзя или крайне сложно
защититься от:
1. Использования
вашей идеи, сюжета, особенно если ими воспользовался известный автор. В
соответствие с п.6 ст. 1259 ГК РФ, идея,
концепция не являются объектами авторского права;
2. Использования
переработанного, изменённого текста. Роман могут переделать в сценарий или
изменить некоторую часть текста, после чего плагиат будет недоказуемым (это не
более 5-10% от текста, причём достаточно только заменить некоторые слова
синонимами и поменять имена). И – то же самое – особенно если это сделано
известным автором.
Кстати, практика показывает, что чаще
воруют произведения и выдают их за свои не издательства для конкретных писателей (чего боятся многие
начинающие авторы), а «частники», то есть сами авторы, которые каким-то
образом получают текст книги и рассылают его по издательствам под своей
фамилией. Издательствам же проще выплатить автору гонорар (который в России
весьма мал), чем ввязываться в судебные разбирательства, которые потребуют
больших затрат.
И в заключение. Плагиаторов бояться –
книг не писать, дорогие мои авторы!
Изучая писательское мастерство, литературоведение, не забываем о четырёх главных правилах начинающего писателя.
Изучая писательское мастерство, литературоведение, не забываем о четырёх главных правилах начинающего писателя.
Спасибо за статью! Давно пора было разъяснить этот вопрос. Думаю, что даже способы защиты авторских прав, имеющие информационное значение, на практике важны. Потому что в суде они будут являться доказательством, а маститому автору едва ли нужна негативная огласка своего имени. Если в прессе появится статья "Известный фантаст Петров обвинён в плагиате" - пусть даже Петров потом докажет свою правоту, осадок останется. Зачем признанному автору такое пятно на своей репутации? С этих же позиций предполагаю, что маститому автору нет смысла немного переиначивать сюжеты начинающих авторов, выдавая их за свои. Проще напрячься самому или напрячь литературных негров, чем рисковать своей репутацией. Впрочем, полностью исключать плагиата нельзя, и обезопасить себя лучше, нежели утверждать, что всё будет хорошо.
ОтветитьУдалитьНу а с последним предложением полностью согласен. Если заранее убедить себя, что книгу тем или иным образом украдут, то лучше уж вообще не писать. Волков бояться - в лес не ходить.
Насчёт статьи в прессе - не уверен. Сейчас пиарятся на любом скандале. Не исключено, что статья о плагиате Петрова ему же и пойдёт на пользу. Звёзды вон деньги платят, чтобы оскандалиться. Иначе о них все забудут.
УдалитьСтатья откровенно плохая. Автор опять пустился в рассуждения, которые либо всем известны, либо никому не нужны. Советую автору занаться общественно-полезным производительным трудом, а не писать статейки, в теме которых совершенно не ориентируешься.
ОтветитьУдалитьне надоело копировать один и тот же комментарий с одной страницы на другую?
Удалитьне стоит говорить от себя обо всех.
Удалить" которые либо всем известны, либо никому не нужны" - мне не известны и мне информация полученная из статьи думаю пригодится.
Автору спс огромное
Вопрос: А если кусочек текста был опубликован в сборнике с ISBN? Это считается?
ОтветитьУдалитьда, конечно.
УдалитьНе слушайте этого неудачника. Он ничтожество.
УдалитьЯ, конечно, не супер-пупер автор, но боязнь того, что текст могут попросту "стырить" у меня есть. В этой статье я нашла ответ на волнующий меня вопрос. Это личное дело каждого: прислушиваться к советам или нет. Зачем же хамить? Или просто сказать больше нечего?
Удалитьавтор, вы юрист?
ОтветитьУдалитьНет.
УдалитьА какое тогда вы имеете право давать юридические консультации?
УдалитьА где вы заметили, что я даю юридические консультации?
Удалитьвы свою собственную статью читали? она об авторском праве. Кто вас, далекого от юридического образования наделил правом давать юридические советы?
УдалитьПриведите, пожалуйста, ссылку на статью, где сказано, что читать, понимать и правильно применять закон позволено только юристам.
УдалитьВы идиот или прикидываетесь?
УдалитьА что не так?
УдалитьПонятно. К сожалению, вы не хотите воспринимать чужих слов. Вы конченный идиот и зануда. Нудите дальше, унылый критик. Теперь уже в виде законоведа. Стройте из себя героя, знатока. Ничтожества только так и поступают.
УдалитьДевушка таки скатилась в хамство, так как по существу возразить нечего. Однако её пристальное внимание к статьям Бирюкова кагбе намекает нам, что она является преданной поклонницей Бирюкова, но он (вот нехороший-то человек!) не обращает на неё внимания )))
Удалитьборисов, вы больной? мы с вами, по моему, уже когда-то общались и я обяъяснила вам, что вы из себя представляете - ничего. ничегошеньки. Успокойтесь и идите пожалуйтесь кому-нибудь, как очередная девушка вас укусила. Вам не привыкать.
УдалитьЕлена, надеюсь, что попытка опустить меня хоть немного помогла вам самоутвердиться в этом жестоком мире. Если по-другому у вас не получается повысить самооценку, то хоть так.
УдалитьСпокойной ночи.
Жалкий вы... и жалко вас. Ничего из себя не представляя, вы пытаетесь набить себе цену и выглядеть дороже, чем есть на самом деле. Не льстите себе. Лучше умойтесь сходите.
УдалитьЕлена, а вы идиотка, извините за прямоту. Ценности ваших комментариев стремится к нулю, а объём гадости, изливаемой вами в комментах - к бесконечности. Я вообще удивляюсь, почему автор сайта до сих пор не удалил ваши сообщения и не забанил вас по IP.
УдалитьЕё не банять, наверное, по одной причине: надо же хоть одному психо-дауну разбовлять своими припадками серьезность данного блога.
Удалитьне обижайте даунов , это люди у которых полностью отсутствует ген агрессивности , чего не скажешь о этой барышне , думаю мудрей было бы с ней вообще не вступать в дискуссии. спасибо автору за статью
УдалитьЗамечательная статья. Очень полезная на практике. Все эти рассуждения о "Ц" в кружочках надписях "все права защищены" уже достали. Спрашиваешь у юриста, а он, вместо того, чтобы подсказать, как защитить текст от плагиата, начинает тыкать в закон и твердить, что авторское право возникает по факту создания рукописи. Возникает-то возникает, но что с того? Защитить-то как? А этого они не знают...
ОтветитьУдалитьДа, зачастую юристы так и делают. Что не прописано в законе, того не существует для них.
УдалитьНормально. Всё понятно и хорошо растолковано, пусть даже автор не юрист. Это не важно. Главное суть.
ОтветитьУдалитьЕлена,а вы что из себя представляете?Вы только и умеете хамить,конечно же жалкая,никому не нужная старая дева с полным отсутствием кругозора и понятий.
ОтветитьУдалитьНе обращайте на неё внимания.Это тролль.
УдалитьВообще оскорбление человека по интернету не придает вам статуса умного человека,а наоборот говорит о вашей безграмотности,а главное , вы жалкая,завистливая и никчемная .
ОтветитьУдалитьДа,что вы в самом деле? Какие елены и киры ,их нет и не было.Статья полезная ,практически ни один юрист этого не скажет.
ОтветитьУдалитьДа, не скажет. Я на эту тему общался с несколькими юристами, причём достаточно грамотными. И все они просто цитировали закон и говорили, что других способов защиты авторских прав закон не предусматривает. То есть вели себя так, как описано в одной моей статье "Чем юрист отличается от правозащитника?" Если в статье не сказано, скажем, об издании за свой счёт или за деньги спонсора, то и юрист вам этого не скажет.
УдалитьДо всего, что я написал в статье, приходилось доходить самому. Помню, где-то на 5-6 курсе мы с Сергеем Борисовым здорово загонялись на эту тему. И никто из юристов не подсказал, как же защитить права на ПК. Пришлось разбираться методом проб и ошибок.
Есть юристы, которые специализируются конкретно на защите авторских прав, но таких весьма мало, да и услуги их стоят недёшево. Пожалуй, издать на свои деньги дешевле, не то что найти издателя на гонорарной основе.
Благодарю. Дело делаете, автор. Если бы все знали то, что вы пишете, воровства в искусстве было бы в разы меньше. Плагиаторы паразитируют на юридической неграмотности авторов. Кстати, заметил, что юристы не очень-то шарят в этих делах. Про С в кружочке они знают, а что что с ней делать - нет))
ОтветитьУдалитьДа, юридическая неграмотность авторов позволяет творить с ними всё, что угодно. К сожалению.
УдалитьС удовольствием прочитала статью и конструктивные комментарии участников. Только нашлись две Моськи, которые, тявкая и брызгая слюной,пытаются укусить. Советую не обращать на них внимания и сдерживать большой соблазн дать им пинка под зад.
ОтветитьУдалитьСпасибо за такую хорошую статью! Я панически боюсь плагиата, а тут нашла много полезной информации для себя =)
ОтветитьУдалитьКстати, если поставить себе цель украсть произведение, то противостоять этому будет невозможно. Другое дело, что можно настолько осложнить плагиат, что будет гораздо проще заплатить автору тот копеечный гонорар, который обычно выплачивается, чем наживать себе трудности с судом - больше отдашь на взятки.
УдалитьОтличная статья. А, главное, очень точно обозначена проблема. Мы долго волновались именно о том, что отправим роман, а его украдут. Так что, пришлось писать вручную, каждый лист нумеруем и проставляем число. А затем отправляем во все редакции, куда можем дотянуться и всех об этом предупреждаем.
ОтветитьУдалитьДоказать время создания рукописи без графологической экспертизы невозможно, а об особенностях такой экспертизы я писал в статье:
Удалить"Однако подкупить одного эксперта гораздо легче, чем изменить дату издания книги или её регистрации в Книжной палате. К тому же хорошо, если разница в датах написания и плагиата составляет лет 10. А если речь идёт о паре месяцев или даже недель?"
Прочитала, поразилась.
ОтветитьУдалитьЯ тоже думала, что можно написать свое имя, год и все. Все готово. Все хорошо. Текст мой никому не нужен, но что если нет? Если и вправду человек заберет текст себе, то обратно я его вернуть себе не смогу.
Спасибо за статью! Очень полезная.
Я тоже так думал лет в 16-17))) А потом заинтересовался законодательством и был весьма удивлён!
Удалить"Имя и Фамилия". А если издание опубликовано под псевдонимом? Как в этом случае определяется авторское право? Или при регистрации ISBN указывается паспортные данные автора + данные книги (с указанием Псевдонима правовладельца)?
ОтветитьУдалитьС псевдонимом сложнее, насколько я знаю. В суде придётся доказывать, что тот, кто скрывается под псевдонимом - именно вы, а не какое-либо другое лицо. То есть, что псевдоним ваш. С реальными именем и фамилией несколько проще.
УдалитьОчень интересная статья, полезная. Думаю воспользоваться советом с почтой, просто для спокойствия
ОтветитьУдалитьВоспользуйтесь. Но помните, что правоустанавливающего значения этот ход не имеет. Судья может не принять в качестве доказательства.
УдалитьОчень интересно и позновательно,автору огромное спасибо за стучание пальцев по клавеатуре в процессе размышления.Тоже всегда интересовал вопрос об авторском праве и его применении.Да и кстати тролли доставили массу удовольствия,кудаж без них ^_^
ОтветитьУдалитьХм, получается что любой способ имеет только информационное значение, то есть по сути от него толку нет. Только издавать книгу за свои деньги. Так выходит?
ОтветитьУдалитьНе обязательно за свои. Лучше попытаться издать книгу за счёт издательства.
УдалитьА если речь не о целой книге, а об отдельном стихотворении. Бывает, женщина пишет стихи от лица своего героя- мужчины. Как она потом сможет доказать, что это она написала ? По черновику ?
ОтветитьУдалитьЧерновик нуждается в графологической экспертизе, которая устанавливает дату написания. Если экспертиза подтвердит, что черновик написан раньше, чем издан условно украденный текст, то это большой плюс в суде.
УдалитьСамый простой способ закрепить время написания произведения - верификация вашей подписи у нотариуса на рукописи. Я сделал так уже на трех своих произведениях. Делается это проще простого - достаточно изучить "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате".
ОтветитьУдалить"...после беседы с несколькими нотариусами выяснилось, что они никогда не слышали о такой процедуре и не знают, как её осуществлять. Комментарии к ГК говорят, что не существует единого механизма нотариальной защиты авторских прав, поэтому, скорее всего, такой способ также не имеет правоустанавливающего значения".
УдалитьЕсли кто-то украдет, значит вещь стоящая!!!!!!!!!!!! А автор работал ночами, и хочет получить вознаграждение за свой труд. Не всем же на поле работать. Наверное, стоит раскошелиться хотя бы на 1 бумажный экземпляр книги, где все четко прописано, а потом уже предлагать в онлайн....
ОтветитьУдалитьА как по мне, так очень интересная статья, полезная. Особенно мне понравилась мысль: плагиаторов бояться - книг не писать. Я даже через суд однажды восстанавливала справедливость, было непросто, но так мне помогало бюро Кривцов и партнеры дело мы выиграли. Иначе и быть не могло
ОтветитьУдалитьХорошая статья.
ОтветитьУдалить