Графоманов на рею?: Нероманный роман. От «Одиссеи» до «Метро-2033».

пятница, 7 февраля 2014 г.

Нероманный роман. От «Одиссеи» до «Метро-2033».

Нероманный роман. 
От «Одиссеи» до «Метро-2033».

Александр Николаевич Бирюков


Это продолжение статьи о композиции романа. Я написал его спустя полтора года после публикации первой части. Причина проста: новички часто не могут разобраться в понятиях «роман», «романная композиция». Они отрицают необходимость романной композиции в романе, приводя в качестве доказательства книги, формально названные романом, но имеющие другую композицию: "Робинзон Крузо", «Война и мир», «Пётр Первый» и т.д. Кроме того, они, новички, на основании этих примеров оспаривают ущербность провисания сюжета или сериальной композиции.

Итак, признаки и обязательные компоненты романной композиции мы рассмотрели в предыдущей части. Здесь поговорим о других вариантах, которые тоже могут называться романами.


1. Роман-одиссея.
Её характерный признак – путешествие главного героя, чаще всего со спутниками. 

Композиция представляет собой завязку, где обозначается причина путешествия и его начало, перипетии в виде посещения разных необычных мест, где героя подстерегает опасность, даются ответы на интересующие протагониста вопросы и т.п., возможную кульминацию и развязку в виде возвращения домой, исполнения квеста и т.п. Одиссея – один из самых древних видов романа, она является частью фундамента, на котором возникли все остальные разновидности. 

Основной особенностью, «задачей» книги являются красочная демонстрация разнообразных «локаций», куда попадает герой, а также необыкновенных приключений, которые происходят в каждой из них. В рамках одной одиссеи «локации» заметно отличаются друг от друга, как и приключения. Именно разнообразие локаций и приключений поддерживает интерес читателя. Развязка одиссеи чаще всего предсказуема на самых ранних стадиях чтения, поскольку принципиальных вариантов её не так много. Структура одиссеи очень близка к сериальной композиции: приключения в каждой «локации» представляют собой новеллы в большей или меньшей степени. Реалистичные одиссеи напоминают журнал «Вокруг света», фантастические – примерно то же самое с поправкой на фантастические допущения.

К этой разновидности романа относятся «Одиссея» Гомера, много формальных черт одиссеи во «Властелине колец» (хотя, эти черты и не являются определяющими для книги). Из современных можно назвать «Метро-2033» Глуховского. Признаки одиссеи имеют «Дорога» Маккарти и «Машина времени» Уэллса, правда, в последнем случае путешествие происходит не в пространстве, а во времени.

2. Роман-робинзонада
В робинзонаде, в отличие от одиссеи, главное не путешествие, а выживание человека, организация быта, защиты, хозяйствование и даже построение мини-цивилизации человеком в экстремальных условиях. 

Композиция робинзонады такова. Завязка представляет собой попадание человека в экстремальные условия: кораблекрушение, падение самолёта, апокалипсис и т.п. Далее идёт повествование о том, как герои налаживают долгосрочный быт: строят жилища и оборонительные сооружения (если нужно), организуют производство пищи или снабжение ею, формируют социум (если обитателей много), налаживают оборону от врагов или защиту от других неблагоприятных воздействий. Перипетии – это те опасности, с которым сталкивается герой, и те неудачи, которые его постигают в процессе адаптации. Развязка как таковая либо просто отсутствует (общество или человек так и продолжают жить в сложившихся условиях и развиваться), либо чисто формальна: герой возвращается домой, умирает и т.п.

Читателю, привыкшему к комфорту цивилизации, интересно, как же герой обустроит быт в таких «нечеловеческих» условиях. Читателя занимает и получение пищи, и строительство сооружений далеко не современными способами, и создание безопасности. То есть экзотика путешественника-дикаря, первооткрывателя.

Примеры книг: «Приключения Робинзона Крузо», "Таинственный остров". Из современных: «Эпоха мёртвых» Круза, «Чёрный день» Доронина. Много черт робинзонады (как и одиссеи) имеют книги серии «Метро-2033».

3. Роман-биография
Художественное жизнеописание человека, чаще всего реального и известного. 

Композиция условна: формальной завязкой является рождение или явление человека. Перипетии – это те события, которые с ним происходят, те трудности, которые он преодолевает. Развязки может не быть вообще либо она тоже формальна: смерть героя, свершение им какого-то важного дела, которое стало целью всей жизни. Нередко романы-биографии называют романами-эпопеями, так как повествуют они о личности государственного масштаба, действие длится много лет и охватывает собой огромный пласт реальной истории. Обычно кроме протагониста в романе-биографии задействованы десятки, сотни других людей, как существовавших реально, как и вымышленных, но несущих в себе характерные черты эпохи, сословия, социальной группы, принадлежности к тому или иному обществу.

Интерес читателя поддерживается необычной судьбой известного протагониста и, чаще всего, историческими реалиями, антуражем, демонстрацией культуры, нравов определённой эпохи.

Примеры: «Пётр Первый» Толстого, «Емельян Пугачёв» Шишкова, «Фаворит» Пикуля. Биография вымышленного человека – «Джейн Эйр».

4. Роман-эпопея
Она, как и роман-биография, охватывает множество героев и длится в течение очень продолжительного художественного времени, но единственного протагониста нет. Романы-эпопеи посвящены крупным событиями реальной или вымышленной истории и описывают целую эпоху, причём уделяют внимание участию в действии разных народов с их культурой, разных слоёв общества. В романе-эпопее обычно большое количество важных харАктерных героев и много конфликтов, которые влияют друг на друга.

Композиция уделяет основное внимание развитию каждого из конфликтов, эволюции героев и эпохальным событиям реальной или вымышленной истории. Завязка, кульминация и развязка свои у каждого конфликта.

Примеры: «Война и Мир» (реальная история), «Властелин Колец», "Песнь огня и льда" (вымышленная история).

5. Хроника 
Посвящена описанию событий, происходящих на определённой территории на протяжении многих лет. Этим хроника напоминает летопись. Однако если летопись это краткое перечисление событий, то в хронике герои показаны как харАктерные персонажи, а события, которые с ними происходят, как личностные драмы, трагедии. В отличие от эпопеи, в хрониках уделяется гораздо меньше внимания героям, события описываются кратко, многочисленные подробности опускаются. Однако хроники включают в себя рекордное количество героев и событий, а длительность охватываемого времени ничем не ограничена.

Хроника композиционно состоит из множества новелл или даже коротких рассказов. Интерес поддерживается разнообразием событий, героев и тем, что читатель может наблюдать судьбу государств, народов или даже целого мира от возникновения через расцвет до закати и исчезновения.

Отличный пример хроники – «Сильмариллион» (хотя, его трудно назвать романом).
Не путайте хронику как разновидность романа и произведение со словом «хроника» в названии. Например, цикл Льюиса «Хроники Нарнии» как таковыми хрониками не являются, а представляют собой отдельные романы с типичной романной композицией, только собранные в цикл, так как объединены общими героями.

6. Нравоописательная эпопея (нравоописательный роман). 
Находится на стыке одиссеи и эпопеи. С одной поправкой. Если в эпопее упор идёт на эпохальные события, то в нравоописательной эпопее – на демонстрацию нескольких разных в культурном аспекте обществ и их представителей. 

Композиция сходна с таковой у романа-одиссеи (см. выше). Путешественник перемещается из «локации» в «локацию», где встречает разные нравы, иногда противоположные друг другу. Чаще всего нравоописательные эпопеи сатиричны, саркастичны и имеют цель показать пороки общества. То есть не столько развлечь читателя, сколько воспитать его. Примеры: «Мёртвые души», «Путешествия Гулливера» (как целостное произведение).

Для чего это нужно знать новичку? Для того, чтобы понимать «скользкие» или вовсе отрицательные стороны этих разновидностей романа применительно к современной литературе. 

1. Очень частое применение той или иной разновидности в определённом жанре. Когда я беру в руки постъядерный роман, я почти уверен, что будет либо одиссея (хождение по «локациям»), либо робинзонада (обустройство быта одним или несколькими героями в условиях разрухи). Это следствие слишком частого использования указанных типов композиции в постъядере. Поэтому когда новичок начинает роман с того, что герою нужно (часто без ясной причины) идти за тридевять земель (станций, городов), то уже становится скучно. А когда автор начинает нанизывать абсолютно стереотипные эпизоды (обычно боевиковые), относящиеся к разным «локациям», то продолжать читать уже не хочется. То же самое касается фэнтези, где композиция одиссеи (прохождение через ряд «локаций» и выполнение квеста) эксплуатируется со времён Профессора.

Я не утверждаю, что романы-одиссеи априори плохие. Плохие те романы, где а) не проработаны герои, неясны или нелогичны причины похода, б) основное внимание уделено не героям и их роли в локациях, не влиянию локаций на героев, а самим локациям (сеттингизм) и событиям в них (экшну), в) не проработан мир или он шаблонный (эксплуатируются набившие оскомину штампы фэнтези, постъядера, зомби-апоклипсиса), г) не поддерживается интерес к основному конфликту; вместо этого автор пытается поддержать интерес зубодробительным экшном, чаще всего стереотипным, повторяющимся из эпизода в эпизод.

При невыполнении этих правил сюжет быстро провисает, основной конфликт, начальная сюжетная интрига ослабевает, а потом исчезает совсем. Шаблоные локации и сражения быстро надоедают. Герой выглядит картонным, сопереживать ему не получается. Мир убогий, одномерный.

С другой стороны, даже сейчас, при стереотипности композиций в определённых жанрах, можно написать то, что читать небезынтересно. Не будем ходить далеко, возьмём книжную новинку – роман Никиты Аверина «Крым». Он написан в жанре постъядерной фантастики (Серия «Метро-2033») и имеет много черт одиссеи. Протагонист перемещается с места на место, из поселения в поселение для выполнения задачи. Почему при этом роман не выглядит штамповкой (даже при том, что это не драма, а развлекательная, приключенческая книга)? Во-первых, главный герой проработан. Ясен его характер, жизненные приоритеты. Легко представить его себе. Из-за этого ему сопереживаешь. Понятна и логика его поступков. Во-вторых, автор не увлёкся сеттингизмом, не потонул в описаниях «локаций» в надежде поразить читателей их необычностью. В каждой локации мы видим в первую очередь не антураж, а героя и его задачу здесь. Понимаем его мотивы и переживания. Мир имеет признаки стилизации под Фоллаут, но это его не портит. На протяжении всего романа герой действует, движимый основным конфликтом, поэтому интерес к главной сюжетной линии не ослабевает. Кроме того, роман не похож на книгу, которая, как это «принято» в постъядере, призвана показать разруху, невыносимые условия жизни и привить ненависть к войне и насилию. И это уже отступление от шаблона. «Крым» - жизнеутверждающая книга с весёлым, неунывающим протагонистом. Из-за этого шаблон привязки жанра к типажу героя рвётся.
То же самое применимо и к фэнтези с поправкой на особенности мира.

2. Каждая из приведённых выше композиций значительно ограничивает автора в выборе основной интриги. Если попытаться совместить, например, робинзонаду с драмой, то одно заслонит другое. Либо тема выживания и организации быта со всеми обычными для этого вида романа подробностями сделает драматическую линию рыхлой, либо драматическая линия скомкает робинзонаду до нескольких грубых мазков. 
У новичков же чаще всего получается так, что и робинзонада дана урывками, и драматическая линия провисает. То же самое касается попыток новичков объединить драму и одиссею. За многочисленными побочными локациями и приключениями, не относящимися к основному конфликту, драма забывается и превращается в фарс, всплывая из забытья в конце.

Поэтому я советую новичкам быть очень осторожными с выбором этих видов композиции. Легче лёгкого нанизать друг на друга десять шаблонных локаций с однотипными приключениями и сравнить это с «Одиссеей». Но будет ли этот скороспелый роман хоть немного удобоварим?

Изучая писательское мастерство, литературоведение, не забываем о четырёх главных правилах начинающего писателя.

17 комментариев:

  1. Статья является важным дополнением к предыдущей. Далеко не каждый роман - остросюжетное повествование с нарастающими по сложности перипетиями и поражающей воображение развязкой. Более того - читатель далеко не всегда ищет в романе именно это. Иной раз читать про жизненный путь выдающегося человека ("Мартин Иден" Джека Лондона) или погружаться с головой в жизнь вымышленного мира ("Песнь Льда и Огня" Дж.Мартина) гораздо интереснее.
    На мой взгляд, в современной литературе имеется избыток остросюжетных романов, но явно не хватает романов, описанных в этой статье. Не потому ли Джордж Мартин стал столь популярным, а примеры из классики, приведенные в статье, актуальны до сих пор? Может быть, написать качественный роман-одиссею или роман-эпопею сложнее, чем сваять очередное динамичное повествование, в котором все сюжетные линии выверены, просчитаны и в конце обязательно сойдутся в одну точку? Интересный вопрос, стоит задуматься.

    ОтветитьУдалить
  2. Александр, просветите откуда взяты эти виды романа? Это общепринятая классификация или Ваше личное видение темы?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А что вы называете "общепринятой" классификацией?

      Удалить
    2. Та которая известна большинству и наиболее широко используется. Я понимаю, что литература не математика, но все-таки некоторые основополагающие моменты должны трактоваться примерно одинаково, а если каждый будет гнать полную отсебятину, получится неразбериха.

      Удалить
    3. Некоторые основополагающие моменты в литературоведении могут толковаться даже противоположным образом в зависимости от школы. Например, определения терминов "фабула" и "сюжет". Этот момент (противоположные взгляды) даже в вики отражён, можете посмотреть. Так что никакой общепринятой нет (да и быть не может, скорее всего). Если бы она была, то я бы о ней знал. Потому если вам удобно, пользуйтесь моей, если нет - придумывайте свою или не пользуйтесь никакой.

      Удалить
  3. Аноним сверху.
    Мы ценим этот сайт не за общепринятые классификации, а именно за мнение самого Александра. Да, он не известный писатель, издатель и т п, но его точка зрения всегда интересна и адекватна. В "официальщине" ничего толкового не найти, потому что она вся писалась еще во времена совка, либо это переводы иностранных книг, где Кинг лукавит, что пишет "без плана".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Никакой "официальной" классификации нет и быть не может. В литературе даже определения одних и тех же ключевых (!) терминов различаются в зависимости от научной школы. Подробнее в статье "Четыре лавных правила начинающего автора". Аноним сверху, видимо, эту статью не читал, а жаль

      Удалить
    2. Мда, я вижу тут своя тусовка и надменно-пренебрежительное отношение к новичкам. Я всего лишь спросил, общепринятая ли классификация - а сразу сколько яда... Ну простите меня, что я не все статьи прочитал, а вышел по ссылке из контакта на эту статью. Тогда бы вы написали в предисловии, что эту статью читать нельзя пока не прочтешь такую-то и такую-то.

      Удалить
    3. Нет, вам показалось. Никакого пренебрежения нет. Просто, честно, я уже устал отвечать на абсолютно однотипные вопросы-претензии. На вопрос ответил выше.

      Удалить
  4. Александр, продолжайте и дальше писать именно "отсебятину". Именно толковой отсебятины не хватает в Интернете. Все таки многие иностранные книги про литмастерство заточены именно под ситуацию на западном рынке, где есть литературные агенты и нет такой проектности, как в нашей жанровой литературе и нет убежденности издателей, что все темы уже исписаны и нового ничего придумать нельзя.

    Извиняюсь, за ссылку, но Ваш сайт и вот этот litmasters (.ru) - самые лучшие для начинающих.

    Так же извиняюсь за отход от темы. Но все же спрошу. Александр, как Вы думаете, ситуация с нашим постмодернизмом лучше, чем на Западе? Просто у них именно в фантастике/фэнтези много громких имен, а вот у нас с этим проблемы в связи с ситуацией на книжном рынке. Зато именно в "мейнстриме" ситуация у нас не выглядит столь удручающей, пусть даже что Пелевин, Сорокин, Шишкин, Улицкая, Санаев и т п на любителя и школьники их не читают.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не могу сказать. Я вообще постмодернизм не могу всерьёз воспринимать. Это не литература, а соревнование в вычурности и эпатажности, иногда даже болезненной эпатажности. ИМХО, конечно.

      Удалить
  5. "фэнтези, где композиция одиссеи (прохождение через ряд «локаций» и выполнение квеста) эксплуатируется со времён Профессора".

    Почему же профессора? А как же "Алиса в Стране Чудес"? ;-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И она тоже. И "Путешествие Хамфри Клинкера" Смоллетта. И ещё множество книг.

      Удалить
  6. Кстати, а "Алиса" к какому типу принадлежит? Конфликта - нет, явного антагониста - нет, героиня до самого конца не меняется и не делает никаких выводов... А сказку, тем не менее, читают, любят и экранизуют до сих пор...

    ОтветитьУдалить
  7. Очень хорошая статья. Всё расписано кратко, понятно и по существу.
    Кстати, Александр, было бы интересно увидеть статью "Секс в литературе: когда, сколько и в каком виде?", да и, чего уж там, вообще про романтические отношения между персонажами. Думаю, это богатая тема.

    ОтветитьУдалить