Графоманов на рею?: Словарик редких, но очень важных литературных терминов

пятница, 27 сентября 2013 г.

Словарик редких, но очень важных литературных терминов

Словарик редких, 
но очень важных литературных терминов

Александр Николаевич Бирюков


Знание этих терминов значительно облегчает понимание собственного текста и упрощает взаимодействие с другими сторонами литературного процесса (другие авторы, бета-ридеры, критики, редакторы).

Такие понятия, как сюжет, фабула, завязка, развязка, персонаж, антагонист, протагонист и многие другие известны всем авторам, даже начинающим. Кто-то путается в определениях (ибо их – определений – может быть не одно и не два в зависимости от количества конкурирующих школ). Но эти понятия на слуху, и даже если человек не знает или забыл значение того или иного подобного термина, то можно просто дать ссылку на статью в той же википедии. Есть же понятия, которые обозначают очень важные для писателя вещи, но не столь распространены и поэтому почти неизвестны словарям. Однако проблемы от незнания этих слов не пропорциональны степени их известности. Часто автор не представляет как назвать ту или иную часть текста, те или иные событие, описание, приём. Когда бета-ридер говорит ему, что в тексте мало индексов, вместо этой главы следует вставить резюме, а здесь сцену лучше заменить обычным повествованием, автор не понимает, о чём идёт речь. 

Именно эти слова со определениями,объяснениями я и намерен дать в статье. 

Вместе с термином указываю фамилию литературоведа, который его предложил.

Голос (М.Бахтин). Понятие тесно связано с полифонией. Отвечает на вопрос «кто здесь говорит» и часто взаимозаменяемо с понятием «точка зрения». Голос может принадлежать герою, автору, рассказчику.

Дескриптивная пауза (Ж.Женетт) – пауза в повествовании, заполненная описанием обстановки, атмосферы, пейзажа, погоды, предмета и т.п.

Индекс, или признак (Р.Барт) – события, явления, детали, которые «помогают раскрыть характер персонажа, его эмоциональное состояние, обрисовать атмосферу, в которой совершалось действие». Индексы не обязательно должны быть непосредственно связаны с персонажем, не должны быть непременно его свойством, характеристикой.

Информант (Р.Барт) – разновидность индексов, которые непосредственно связаны с персонажем (пол, возраст, биография и т.п) и придают повествованию достоверность.

Полифония (многоголосие) (М.Бахтин) – показ событий, явлений с разных, но вступающих во взаимодействие точек зрения. При этом точки зрения не просто фрагментарно воспринимают и оценивают действительность, а дополняют друг друга, формируя в сознании читателя целостную картину происходящего.

Последовательная роль (К. Бремон) – та роль персонажа в произведении, которую он играет, выполняя последовательность функций. Есть два типа ролей: активные, выполняемые теми, кто инициирует действие, и пассивные, выполняемые теми, кто претерпевает действия других.

Последовательность (К. Бремон) – группа ядерных функций, фиксирующая логику совершения действий персонажа, т.е. насколько его поступки последовательны, вытекают логически один из другого. Персонаж может поступить так, как это обусловлено его более ранними действиями. Если же он поступает вопреки логике, то последовательность нарушается.

Резюме (Ж.Женетт) – пропуск некоторого временного промежутка в произведении с одновременным кратким пересказом того, что за это время произошло (Например: «минуло два года. Иван закончил университет и сейчас готовился к защите диссертации»).

Ситуация – такой этап действия (грубо применяя к тексту – та его часть), где отношения между героями остаются в основном прежними. В рамках ситуации усиливаются скрытые противоречия, накаляется обстановка. Ситуация готовит почву для события, и событие всегда должно быть сообразно предшествующей ему ситуации. Если же это не так, то событие смотрится нелогично. Кажется, будто ситуация готовила почву для одного события, а автор своей волей, не считаясь с логикой происходящего, решил вставить в сюжет другое.

Событие – поступок (функция) или состояние героя (действие над ним), в результате которого формируются новые отношения между персонажами. Событие выводит действие произведение на новый уровень. События являются основными пунктами завязки, начала и конца перипетии, развязки. Событие происходит как закономерный исход ситуации и является её логическим завершением. Чередование ситуаций и событий и есть сюжет.

Сцена (Ж.Женетт) – «показывание», темп, манера, события которого максимально приближены к реальному (в отличие от повествования вообще, где что-то может опускаться, пересказываться или наоборот преподноситься детально).

Точка зрения (Г.Джеймс, Б.Успенский) – отвечает на вопрос «кем и откуда воспринимается то, о чём идёт речь», глазами какого героя мы в данный момент смотрим на мир, чьими мыслями думаем, через призму чьего сознания преломляется объективная действительность. «Смотря» на события, героев, ситуации глазами то одного, то другого персонажа (с разных точек зрения), автор показывает многообразие характеров и многообразие отношений к тому или иному явлению, взаимодействия этих характеров между собой, а также цельную картину и многоплановость происходящего.

Фокализация (Ж.Женетт) – связь точки зрения с автором или героем. Виды фокализации: нулевая (всевидящий автор), внешняя (персонажи изображены только извне), внутренняя (повествование с точки зрения того или иного персонажа). Все три вида могут быть в одном произведении.

Функция (В.Я Пропп) – поступок действующего лица, определяемый с точки зрения его значимости для хода действия. Р.Барт развил это понятие. Он подразделяет функции на основные (ядерные, кардинальные) и вспомогательные (катализаторы). Основные, ядерные функции – это те поступки, от которых зависит дальнейшая судьба героя. Они создают предпосылки для дальнейших сюжетных поворотов, либо создавая, либо разрешая напряжённую ситуацию. В начале и конце каждой перипетии, а также кульминации находятся ядерные функции. Катализаторы создают в тексте «зоны безопасности, спокойствия, передышки», заполняя собой промежутки между ядерными функциями. 

Эллипсис (Ж.Жанетт) – разрыв повествования за счёт фразы типа «Прошло много лет».

5 комментариев:

  1. Очень полезный словарь. Поиск этих терминов в интернете сложен ещё и потому, что многие из них (функция, сцена, ситуация, резюме и т.д.) имеют несколько значений и редко употребляются как литературные термины. Скажем, найти через поисковики значение термина "функция", не зная, что его предложил Пропп, практически нереально.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. я сам-то добрую половину этих терминов узнал в лучшем случае год назад. Точку зрения, фокализацию, полифонию или функцию я знал и раньше, а вот что такое, скажем, дескриптивная пауза, я узнал только недавно. До этого думал, что подобное называется как-то вроде лирического отступления или ретардацией. Хотя, ретардация - это не сама дескриптивная пауза, а частная задача этой самой дескриптивной паузы. Кстати, Шолохов в Тихом Доне активно использует дескриптивные паузы. А персонажи Перумова непоследовательны. Их действия логически не соответствую предшествующей ситуации.

      Удалить
    2. Да, нелогичные поступки персонажей Перумова я отметил ещё будучи студентом, когда не имел никакого понятия об этой терминологии. Просто своими словами отметил, что персонажи Перумова поступают так или иначе не потому, что это следует из сложившейся ситуации, а потому, что их заставил Перумов.

      Удалить
    3. Очень интересно, информативно. И на самом деле полезно не только начинающим, но и любым авторам, потому что заставляет еще раз просмотреть структуру романа, что, в конечном счете, идет тексту только на пользу!

      Удалить
  2. Благодарность автору! Материал проливает свет на многие вещи, доселе мне не ведомые.

    ОтветитьУдалить