Графоманов на рею?: Делаем книгу смешнее. О средствах создания комизма

вторник, 22 января 2013 г.

Делаем книгу смешнее. О средствах создания комизма


Делаем книгу смешнее. О средствах создания комизма

Александр Николаевич Бирюков

Я отношу смех к самым приятным вещам, которые наполняют жизнь. Минута смеха, как утверждают, продлевает жизнь на час, а это значит, что мой удел жить вечно, о чём я сказал ещё в далёком 2001 году, когда мы с Сергеем Борисовым начали совместно писать «Параллельный кошмар». Собственно, именно от этой книги и берёт начало мой интерес к комическому.
Как писать книги смешнее?
Комизм возникает, когда что-то в объекте или явлении отклоняется от «нормы» - то есть от нашего представления о «нормальных», привычных, ожидаемых свойствах того, о чём идёт речь. Это может быть отличие в характере, поведении, помыслах, внешнем виде, повадках. Комична также абсурдная, нелогичная ситуация, т.е. та, которая отличается от «нормального» течения дел. Например, крошечная левретка на худых, трясущихся лапках кажется нелепой и потому смешной тому, кто считает, что собака должна быть большой и внушать страх. Человек, который хрюкает, когда смеётся, смешон потому, что тем самым он напоминает свинью. Ассоциация человека и свиньи комична. Вызывает смех человек, копающий землю вилкой. Таких примеров можно привести множество.
Однако необходимо помнить, что отклонения от «нормы» смешны только тогда, когда они незначительны и не выглядят отвратительными, ужасными, трагичными. Низкорослый, но самонадеянный мужчина, надевающий ботинки на высокой платформе, чтобы понравиться высокой женщине, за которой волочится, может вызвать смех. Однако смеяться над карликом (т.е. больным человеком) цинично. Другой пример: комична ситуация, когда вор крадёт деньги у мошенника или карточного шулера. Но если он вытаскивает кошелёк с зарплатой у бедного человека, который еле-еле
сводит концы с концами, то вряд ли это кому-то покажется смешным. Бородавка на носу жеманной дамы вызывает смех, но неизгладимое уродство, из-за которого человек кончает жизнь самоубийством, трагично.
Итак, правило, действующее для любого средства создания комизма: любое отклонение от «нормы» должно быть достаточно заметное, чтобы обращать на себя внимание. Однако оно не может быть ни отвратительным, ни страшным, ни приводить к трагическому исходу.
Мало того, комизм возникает тогда, когда смешное открывается неожиданно. Не вызовет смеха анекдот, конец которого известен или предсказуем. Если мы знаем, что через два предложения будет применено средство создания комизма, то оно не покажется смешным.
На мой взгляд, самый подробный список приёмов создания комизма с наиболее понятными их пояснениями привёл Владимир Пропп в книге «Проблемы комизма и смеха». Тем, кто хочет всерьёз и глубоко изучить вопрос юмора, иронии, сатиры, сарказма настоятельно рекомендую внимательно прочитать книгу. Написана она, в отличие от других источников, очень понятно, правда, не лишена некоторой многословности, свойственной академической литературе. Однако другие книги о комизме ещё более многословны и гораздо менее конкретны, а поэтому дают меньше практических навыков.
Для тех же, кто не склонен глубоко вникать в теорию и практику комизма, я решил кратко пересказать здесь труд Проппа (вернее, главную часть его книги – классификацию средств создания комического).
Однако, как я уже сказал, мне удобнее пользоваться другой классификацией – той, которую сформировал я исходя из потребностей практики. Пусть читатель, ознакомившись с обеими, выберет, что удобнее лично ему.  Поэтому я разбил статью на три части:
1.                Классика юмора – комизм от корифеев;
2.                Практика современного юмора;
3.                Как не следует шутить в книге. Типичные ошибки

Итак, перейдём к первой части.
Пропп выделял 15 приёмов создания комизма. Описания привожу без примеров из произведений, так как примеры значительно увеличили бы объём статьи.

1.                Физическое существо человека
Сюда относятся различные телесные отличия от «нормы»: избыточный вес или худоба, очень высокий или очень низкий рост, красное, отёкшее лицо, кривые ноги и т.п. Сюда же относятся другие характеристики человека:  запах, манера употребления еды, манера смеяться, взгляд, походка, дефекты речи, состояние опьянения, икота, сморкание, физиологические отправления и т.д.  Однако комичны не эти явления сами по себе (никто же не смеётся над человеком, исхудавшим вследствие рака), а тогда, когда они вскрывают некоторые духовные изъяны человека или как-то выражают его сущность.  Смешными могут быть не только «отрицательные» свойства, но и излишне положительные: исключительные педантичность, практицизм, излишняя забота о собственном внешнем виде и т.д.
2.                Комизм сходства
Причина комичности в том, что мы привыкли видеть в каждом человеке индивидуальность, которая заключается в неповторимых духовных и физических качествах. Если же мы видим, что два человека сходны внешне или в поведении, то мы подсознательно решаем, что они одинаковы и духовно, т.е. лишены индивидуальных особенностей. Сходство может быть внешнее, может проявляться в одинаковом поведении при разных телесных качествах, могут быть сходны имена, прозвища. Герои могут повторять друг друга в речи, произнося одинаковые по сути или по форме фразы, или в стремлениях, ставя перед собой одинаковую цель. Кроме того, многократное повторение одного и того же действия лишает это действие творческого характера: шаблонное повторение героем научных или высокоморальных фраз комично, потому что показывает, что герой просто заучил то, что может возвысить его в глазах окружающих. Чаще всего сходных персонажа два, реже – три. Большее количество повторений становится лишь схематизмом, текст от них только проигрывает.
3.                Комизм отличий
«Всякая особенность или странность, выделяющая человека из окружающей его среды, может сделать его смешным», - писал Пропп. Этот пункт перекликается с первым (Физическое существо человека), но касается отличий от «нормы» во взглядах. Сюда же относятся разные «странности» характера, менталитета, моды, верований, предрассудки.
4.                Человек в обличье животного
Комизм возникает тогда, когда либо животное олицетворяет определённые черты характера или внешности человека (и действует, как человек, наделённый этими чертами), либо человек сравнивается с животным, за которым в общественном мнении «закреплено» определённое качество, присущее людям. Комично также сравнение дома человека с жилищем животного, одежды с оперением птиц и т.д.
5.                Человек-вещь
Комизм возникает по той же причине, что и при сравнении человека с животным. Сухарь (бездушный), бревно (малоподвижный), тюфяк (безынициативный), ветряная мельница (активно жестикулирует или машет руками при ходьбе) и т.д. С предметами также сравниваются части человеческого  тела. Ещё более комично сходство предмета не с человеком вообще, а с определённым человеком. Например, если вещь похожа на хозяина. Комично сравнение человека с механизмом, действий с движением частей машины.
6.                Осмеяние профессий
Комизм основан на поиске смешного в той или иной профессии. «В таких случаях деятельность изображается только со стороны внешних проявлений её, тем самым обесценивая её содержание», - писал Пропп. Это может быть механистический, конвейерный подход к творческой работе, когда вместо произведений искусства получается штамповка, наукообразные словеса недалёкого учёного, бессодержательные, но многословные речи оратора-пустослова, бесполезный мистицизм в действиях прорицателя или гадалки, неряшливость повара, завуалированный сложными процедурами и терминами непрофессионализм врача и т.д. Комичны также могут быть те действия, которые свойственны определённой профессии, но выглядят необычно для обывателя. Непосвящённый не понимает сути этих действий, и они кажутся ему ненужными, странными, а потому смешными. Некоторые занятия ассоциируются с определёнными качествами человека: жадность ростовщика, тупость солдафона, подозрительность сыщика, узость взглядов священника, рассеянность учёного; психиатр видит в каждом сумасшедшего, чиновник – источник взятки, портной усматривает в любом человеке ходячий манекен.
7.                Пародирование
«Пародирование состоит в имитации внешних признаков любого жизненного явления (манер человека, приемов искусства и пр.), чем совершенно затмевается или отрицается внутренний смысл того, что подвергается пародированию. Пародировать можно решительно все: движения и действия человека, его жесты, походку, мимику, речь, профессиональные привычки и профессиональный жаргон; можно пародировать не только человека, но и то, что им создано в области материального мира. Пародирование стремится показать, что за внешними формами проявления духовного начала ничего нет, что за ними — пустота». Особенно комично смотрится имитирование действий, которые не увязываются с внешностью или характером пародиста. Например, если полный человек станет пародировать балерину или тощий – культуриста. Такая пародия вскрывает отсутствие у пародиста тех качеств, которые он имитирует. Другой случай – когда пародия повторяет внешние черты явления, которые своим отсутствием внутреннего содержания обесценивают само явление. Например, когда человек повторяет действия и мимику учёного, проводящего опыты. Литературная пародия – комическое изображение штампов какого-либо жанра или комическое переложение сюжета книги.
8.                Комическое преувеличение
Преувеличение смешно тогда, когда оно вскрывает недостаток. Пропп выделял три вида преувеличения: карикатура, гипербола и гротеск. Суть карикатуры состоит в том, что из всех свойств предмета или явления берётся только одно и сильно преувеличивается. Тем самым эта деталь обращает на себя исключительное внимание. Остальные свойства при этом как бы не существуют. Карикатура всегда в какой-то степени искажает предмет или явление. В гиперболе, в отличие от карикатуры, преувеличивается не часть, а целое. Гротеск – высшая степень преувеличения, когда предмет или явление уже выходит за грань реальности и становится фантастическим. "Нос" Гоголя,  "Гаргантюа и Пантагрюэль" Рабле – произведения, основанные на гротеске.
9.                Посрамление воли
Возникает, когда целенаправленное действие человека прерывается  неудачей, которая, однако, лишь частично случайна, а частично возникает вследствие невнимательности человека, недостаточно продуманных действий, забывчивости, рассеянности, наивности, глупости, или, наоборот, чрезмерной подозрительности, педантичности, расчётливости, жадности. Классический чаплинский пример – человек идёт по улице, поскальзывается на банановой кожуре и падает. Причина – невнимательность прохожего. Подвыпивший человек, покидая застолье, по ошибке надевает чужие ботинки, которые на два размера меньше его собственных. Наутро он не может надеть их вновь. Причина – алкогольное опьянение. Глуховатый старик, подслушивая, неправильно расслышал новость и стал распространять искажённую информацию. Все над ним смеются. Причина – глухота и склонность к сплетням одновременно.
Комично, когда прерываются действия низменного характера: попытки обмануть, обокрасть, оклеветать, унизить.
В любом случае, посрамление воли вскрывает некоторую неполноценность человека.
10.           Одурачивание
Это вариант посрамления воли, но в том случае, если неудачи вызваны не самой действующей персоной, а другим человеком. Одураченный может быть сам виноват в том, что его обвели вокруг пальца, а может быть не виноват, но выглядит простофилей, что вызывает смех. Иван одурачивает глупого и похотливого царя, предлагая ему ради возврата молодости искупаться в кипятке.  Солдат, демонстрируя «силу», одурачивает змея, раздавливая вместо камня творог, бросая в небо птицу вместо камня. Солдат одурачивает жадную старуху, обещая сварить кашу из топора, испрашивая в процессе варки продукты, необходимые для настоящей каши. Особенно комичен «обманутый обманщик». Иногда одурачивают безвредного, но слишком доверчивого человека. Если розыгрыш безвреден, то ситуация комична, если же вредит, то комизм переходит в цинизм, злорадство. Однако, как пишет Пропп, в народном творчестве есть примеры очень жестоких розыгрышей, где, несмотря ни на что, симпатия на стороне «шутников».
11.           Алогизмы
Это посрамление недостатка ума. Люди говорят несуразное, или, следуя нелепым мыслям, совершают глупые поступки. Глупыми эти действия кажутся с точки зрения здравого смысла, но тот, кто их совершает, может, исходя из логики своих заблуждений, обосновать правильность такого поведения. Человек, следуя зову собственной глупости, создаёт себе проблемы и сам же пытается решить их. Открытый алогизм – когда понятна абсурдность помыслов и действий – комичен сам по себе. Скрытый же алогизм, когда читатель не знает истинного положения вещей, вызывает смех при разоблачении. Часто авторы представляют алогизмы, применяя одновременно гиперболу, гротеск.
12.           Ложь
Комическая ложь двояка. Первый вариант – когда она представлена в виде весёлых небылиц, типа рассказов барона Мюнхгаузена. Цель такой лжи не обмануть, а развеселить человека преувеличенными, а иногда и выдуманными подробностями. Второй вариант – лжец пытается обмануть собеседника. В одних случаях, как пишет Пропп, разоблачение лжеца дано только для читателя. Герои верят лжецу, а тот уверен, что его ложь удалась, хотя читатель распознал ложь. В другом же случае кто-то из слушателей остроумно выводит обманщика на чистую воду, что вызывает взрыв смеха.
13.           Языковые средства комизма
Язык комичен потому, что он отражает духовный мир и мышление говорящего. Пропп выделяет каламбур, парадоксы, связанные с ними остроты, некоторые формы иронии и языковый стиль.
Каламбур основан на игре слов, когда один собеседник понимает слово в широком смысле, а второй – в узком, буквальном или совсем ином смысле (омонимы). Комизм возникает из-за того, что в нашем сознании общее значение слова заменяется буквальным. На каламбуре основана львиная доля анекдотов о Штирлице. 
Парадоксы Пропп определял как суждения, в которых сказуемое противоречит подлежащему или определение определяемому, приводя примеры: «Ипохондрик – это человек, который чувствует себя хорошо только тогда, когда чувствует себя плохо», «Язык дан для того, чтобы скрывать свои мысли» (Талейран). Видно, что парадоксы близки к каламбуру.
Ирония заключается в том, что словами высказывается одно понятие, а подразумевается другое, противоположное.
Комизм, основанный на языковом стиле, разнообразен. Это может быть неграмотная речь, бессвязная речь, правильная, но бессодержательная речь (резонёрство), речь, состоящая из канцеляризмов, варваризмов, жаргонизмов, архаизмов или неологизмов и т.д. Например, штампованные  фразы, которые вставляют даже в повседневное общение полицейские, подростковый слэнг, из современных явлений – «рунглиш» (язык, в котором значительная часть слов заменена английскими синонимами в русской транскрипции, употребляемыми по правилам русского языка). Яркой пародией на канцелярщину, усиленной попыткой оклеветать и унизить человека, является донос.
К языковым средствам создания комизма Пропп относит и комические имена, фамилии, прозвища. Они характеризуют героя или намекают на его скрытые недостатки. Комизм может быть создан скоплением одинаковых звуков в имени или названии, почти одинаковыми, словно парными, именами, а также использованием иностранных, редких имён.
14.           Комические характеры
Основаны на осмеянии каких-либо моральных свойств человека: трусость, жадность, склонность к подхалимажу, формализму, сутяжничеству и т.д. Отрицательные качества могут быть одновременно с положительными. Комичны также полностью добродетельные люди, особенно когда они склонны к нравоучениям. Весёлый, а не насмешливый смех взывают никогда не унывающие, добродушные оптимисты, которые не стремятся вникать в какие-то проблемы, а просто радуются каждой приятной мелочи. Отгораживание от плохого, даже если оно объективно присутствует, и приверженность приятным мелочам повседневной жизни придаёт характеру несерьёзность, поверхностность. Кроме жизненного оптимизма, который может быть трактован комически, смех также вызывают находчивость, хитрость, умение найти выход из самой сложной ситуации. Это характер весёлых плутов, которые обманывают своих антагонистов.
15.           Один в роли другого
Герой выдаёт себя за того, кем на самом деле не является. Либо его принимают за другую персону. «Мы смеёмся, когда думаем, что что-то есть, а на самом деле за этим ничего нет». Промотавшегося плута принимают за ревизора. Мужчина, гуляющий от жены, на маскараде ухаживает за женщиной в маске, не зная, что это и есть его супруга.  Владельца сотен душ принимают за богача, на самом же деле души мёртвые. Пройдоха выдаёт себя за известного шахматиста, подпольного монархиста, сына лейтенанта Шмидта с целью получить денег. Такой же эффект возникает, когда выясняется, что явление или предмет, вокруг которого возникла суета, на самом деле ничтожен или вообще не таков, как его представляли вначале. Все перебирают варианты фамилий, связанных с лошадьми, а оказывается, что нужное слово – Овсов.

Пропп также выделяет добрый смех, который отличается от насмешливого. Автор (и читатель) в этом случае на стороне объекта смеха. Это юмор. Он возникает, когда на фоне многих положительных качеств виден незначительный недостаток, который мы можем простить человеку. Юмор сопровождается чувством душевного тепла. Также читатель на стороне объекта смеха, когда его незначительные негативные качества или промашки возникают от тяжёлой жизни, чужого зла. Мальчик, отданный в ученики к сапожнику, пишет сбивчивое письмо о своих горестях и отправляет его «на деревню дедушке».
Также Пропп выделяет злой смех и циничный смех. «При злом смехе недостатки, иногда даже мнимые, воображаемые и присочиненные, преувеличиваются, раздуваются и тем дают пищу злым, недобрым чувствам и недоброжелательству. Таким смехом обычно смеются люди, не верящие ни в какие благородные порывы, видящие всюду одну только фальшь и лицемерие, мизантропы, не понимающие, что за внешними проявлениями хороших поступков кроются настоящие хорошие внутренние побуждения. Этим побуждениям они не верят. Благородные люди или люди с повышенной чувствительностью, с их точки зрения, — глупцы или сентиментальные идеалисты, заслуживающие только насмешек. В отличие от всех других рассмотренных видов смеха этот ни прямо, ни косвенно не связан с комизмом. Такой смех не вызывает сочувствия», - пишет Пропп. Злой смех связан с мнимыми недостатками людей, циничный же смех основан на радости чужому несчастью.
Кроме того, Пропп описывает разгульный смех. Он отличается тем, что выходит за рамки сдержанности, характерные для сатиры или жизнерадостного смеха. Разгульный смех вызывается чем-то недопустимым, недозволенным, распущенным, тем, о чём стыдно упоминать в  обществе. Однако литература во все времена более демократична. Разгульный смех пронизывает «Гаргантюа и Пантагрюэль», «Симплициус Симплициссимус», а также устное народное творчество. Дворяне, поглощающие изысканные блюда, напиваются до рвоты. Слуга, жалея, что деликатесы пропадают зря, собрал в таз рвотные массы пирующих и отнёс на кухню, чтобы повар приготовил это с перцем и корицей.

В следующей части поговорим о классификации, основанной на месте и способе применения средств создания комизма.

Изучая писательское мастерство, литературоведение, не забываем о четырёх главных правилах начинающего писателя.

18 комментариев:

  1. А еще комичен чел который вилкой сортир чистит раз раз раз

    ОтветитьУдалить
  2. Отличный пересказ проппа. Теперь хотелось бы услышать вашу позицию. Думаю вам есть что сказать.

    ОтветитьУдалить
  3. Отлично, наконец-то появилась первая часть ))) Давненько ждал эту статью! Кто бы ещё взял на себя труд прочитать Проппа, а потом в сжатой и доступной форме пересказать основные положения его книги! Думаю, стоит ознакомиться с Проппом подробнее. Интересно посмотреть, какие примеры он приводит к каждому из приёмов. Тем более часть приёмов создания комизма, описанных им, мы в "Параллельном кошмаре" применили.
    По книгам, конечно, шутить не научишься, у кого чувства юмора нет, его и не будет, хоть сто книг прочти. Но тем, кто склонен писать юмористические произведения, статья будет очень кстати! Думаю, немногие знают о существовании этой книги Проппа.
    Жду вторую и третью части. Ибо юмор! )))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Читать Проппа очень легко. Он писал простыми словами, и в то же время очень ёмко, доходчиво. Его книги поймёт любой, кто хоть сколько-нибудь знаком с литературой.
      В противоположность Проппу: читаю нынешних авторов учебников, справочников и монографий по литературоведению и продираюсь сквозь нагромождения заумных терминов, расплывчатых определений (также перегруженных высокомудрием) и прочей "научности". Почему бы не написать это же, но понятным языком? Или цель авторов - похвастаться собственной учёностью?

      "Кто ясно мыслит, тот ясно излагает" (Артур Шопенгауэр).

      Вторая часть пока не готова, а третья уже готова.

      Удалить
    2. Да, я скачал книгу Проппа - пишет весьма понятно и доступно. Читать такую книгу одно удовольствие. Вот бы все литературоведы так писали!

      Удалить
  4. Помню, помню и "Гаргантюа и Пантагрюэль", и "Симплициус Симплициссимус"... Содержание в голове не осталось, а вот ощущение подташнивания помнится... Бррр!

    Вообще считаю, что "одна минута смеха учёбе не помеха" (не помню откуда). Маленькая юмористическая вставочка может украсить даже самое серьёзное произведение))

    Жду продолжения))

    ОтветитьУдалить
  5. Мне очень понравилась статья...хотела как раз написать про ПК...как раз там использованы многие моменты...алогизмы, преувеличения..да много всего. То есть, автор сам владеет способами создания комизма. Еще в данной статье мне понравилось то, что автор показал грань между цинизмом, злорадством и нормальным, здоровым юмором. Ведь многие очень часто перегибают палку. вобщем, жду продолжения.

    ОтветитьУдалить
  6. Очень умно и свежо - пересказать своими словами чужую книгу. Больше нечем заполнить сайт?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы когда-нибудь слышали такие понятия, как "реферат", "реферировани", а также "обзор литературы"? Судя по комментарию, думаю, что нет.

      Удалить
    2. Сильно подозреваю, что в таком виде статья может быть полезна только тому, кто читал Проппа. Здесь буквально краткий конспект, основные пункты - и никакой конкретики. Буквально каждый пункт вызывал в голове множество случаев применения этих приемов, не вызывающих даже улыбки. Дело не в том, что писать, а в том, как это делать. И именно это в статье никоим образом не показано.
      Лучше прочитать Проппа. Ценность же этой статьи мизерна.

      Удалить
  7. Добрый день, где можно приобрести вашу книгу "Параллельный кошмар"? В iTunes ее нет, на Ozon.ru тоже, и в книжных магазинах Новосибирска книга отсутствует.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В бумажном варианте сейчас уже нигде. Она вышла в 2011 году и распродана давно. Читайте на http://parallelny.blogspot.ru

      Удалить
    2. Благодарю за ответ. Я права, что там часть книги? Глава31 последняя из опубликованных там. С 32 по 49 главы в следующих печатных изданияхможно будет найти?

      Удалить
    3. Да, там только часть. Издатели не приветствуют выкладки всей книги.
      Если будет переиздание (я надеюсь, что будет), то, конечно, целиком, все главы))

      Удалить
  8. ну и примерчики в начале статьи, ну ей-богу, что называется.
    " крошечная левретка на худых, трясущихся лапках кажется нелепой и потому смешной тому, кто считает, что собака должна быть большой и внушать страх." - ну, допустим, некий человек так думает. но он видит, допустим, собачонка на сорокоградусном морозе на вокзале, судя по всему, ее забыли хозяева. Очень ржачно?
    "Человек, который хрюкает, когда смеётся, смешон потому, что тем самым он напоминает свинью" - человек чем-то тяжелым болеет, допустим. решил чему-то порадоваться в жизни, может, это его последняя радость. рассмеялся и издал нелепый звук. Очень ржачно?

    "Вызывает смех человек, копающий землю вилкой." - это еще о чем? Во время войны разбомбили сахарный завод, сахар впитался в землю. Еды нет. Человек копает землю, чтоб потом извлечь из земли немного сахара, чтоб не сдохнуть. Тоже смешно?

    А вот тут уже лицемерие оно самое начинается:
    "Низкорослый, но самонадеянный мужчина, надевающий ботинки на высокой платформе, чтобы понравиться высокой женщине, за которой волочится, может вызвать смех. Однако смеяться над карликом (т.е. больным человеком) цинично. Другой пример: комична ситуация, когда вор крадёт деньги у мошенника или карточного шулера. Но если он вытаскивает кошелёк с зарплатой у бедного человека, который еле-еле
    сводит концы с концами, то вряд ли это кому-то покажется смешным. Бородавка на носу жеманной дамы вызывает смех, но неизгладимое уродство, из-за которого человек кончает жизнь самоубийством, трагично."

    а что если этот карлик и есть тот человек, который чем-то тяжело болен? Может, ему недолго осталось жить и понравиться какой-то женщине-его последняя надежда, может, смысл жизни его такой. Ну что?
    Мошенник и карточный шулер в полночь может мошенник и карточный шулер, а в 10 ч утра - благовидный старичок на паперти, о котором плохо подумать и то грех, не то что украсть кошелек? Ну что? То же самое и о женщине с бородавкой, бородавка может тоже тяжелая болезнь.

    Теперь дальше - "никто же не смеётся над человеком, исхудавшим вследствие рака" - да ладно? то есть если просто типа тощенький дрищ, то смеяться можно, а если узнаем, что он такой от рака, то нельзя, да? Интересно...
    "Сюда же относятся разные «странности» характера, менталитета, моды, верований, предрассудки." "менталитета, моды, верований"?? - ой-ой-ой
    "Это может быть механистический, конвейерный подход к творческой работе, когда вместо произведений искусства получается штамповка, наукообразные словеса недалёкого учёного, бессодержательные, но многословные речи оратора-пустослова, бесполезный мистицизм в действиях прорицателя или гадалки, неряшливость повара, завуалированный сложными процедурами и терминами непрофессионализм врача и т.д. " - это не смешно, а печально и очень даже.
    "Посрамление воли" - это тоже печально, а не смешно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доведение аргументации до абсурда - это такой демагогический приём, давно описанный и известный. Им обычно пользуются толстые тролли.

      Удалить